Этика и культура поведения в организации и управленческое общениеСтраница 2
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех – семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной, или эталонной.
Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых не обязательно связана с решением производственных задач.
Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек. Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе «настроя» сотрудников, который, при прочих равных условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями неформальных отношений между руководителем и подчиненным.
Существуют следующие основные принципы управленческого общения: обоюдное взаимопонимание руководителей и подчиненных, принятие распоряжений в атмосфере согласия; гармоничность взаимоотношений между руководителем и подчиненным.
Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов. Конкретных методов управленческого воздействия существует великое множество. Обычно различают три основных типа: авторитарный, демократический и нейтральный.
Авторитарный стиль можно охарактеризовать как директивный, демократический – как коллегиальный.
Авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) того требует производственная ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства.
Демократический стиль, как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях:
· стабильном, устоявшемся коллективе;
· высокой квалификации работников;
· наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже и в небольшом количестве);
· неэкстремальных производственных условиях;
· возможности осуществления весомых материальных затрат.
Выбор оптимального стиля руководства в диапазоне «авторитарность – демократизм» – задача совсем не простая, поскольку в ее исходных условиях заложено противоречие. Разные параметры работы подчиненных регулируются разными методами.
Формы тревожности
Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.
А.М.Прихожан выдел ...
Проблематика понятия «кризис профессионального
развития»
Мы уже много раз упоминали про кризисы профессионального самоопределения, напомним, что они могут быть результатом негативного отношения к собственной профессии и себе как ее субъекту, неправильного распределения сил (когда на адаптацию человек потратил слишком много ресурсов и поэтому не смог успешно пройти этап интернала).
Рассмотрим ...
Личность и коллектив
Взаимоотношения личности и коллектива делятся на два аспекта: влияния коллектива на личность и влияния личности на коллектив.
Влияние коллектива на личность.
По отношению к личности коллектив выполняет следующие функции:
1)приобщает ее к идейным, моральным и эстетическим ценностям;
2)выполняет воспитательную и корректирующую функции ...