RSS Feed

Профессиональные и личностные качества консультантов Телефона доверия как предмет психологических исследований

Психологические материалы » Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов » Профессиональные и личностные качества консультантов Телефона доверия как предмет психологических исследований

В отечественной и зарубежной психологии существует множество подходов к исследованию личности, но в последние годы возрос интерес к прикладному аспекту этого психологического направления - исследованию профессиональных и личностных качеств психологов. (Абрамова Г.С., Аминов Н.А., Овчарова Р.В., Обозов Н.И., Молоканов М.В., Моховиков В.Ю., Кочюнас Р. и др.). Во многих исследовательских работах отмечается, определенная зависимость между личностными качествами психолога и эффективностью в профессиональной деятельности (Молоканов М.В., Сизова И.Г., Юдина Е.В. и др.). По мнению Юдиной Е.В. личностные качества определяют успешность деятельности, которая составляет модель личности эффективного специалиста.

Актуальность проблемы данных исследований так же возникла в русле дистантного (телефонного) консультирования в связи с подготовкой и повышением квалификации консультантов служб экстренной психологической помощи (Телефонов доверия).

Профессиональные и личностные качества психолога были выделены известнейшими родоначальниками классических традиционных и нетрадиционных подходов в психологии: З.Фрейд, К.Юнг, В.Франкл, Ж.-П.Сартр, К.Роджерс, Ф.Перлз и др. (Приложение.Таблица №1). Однако выделенные этими учеными личностные качества: аутентичность, конгруэнтность, безоценочное, безусловное отношение к чувствам клиента, развитая речь, проницательность, эмоциональная стабильность, уважение к клиенту и т.д. так же являются профессионально важными для консультанта Телефона доверия.

Дальнейшее развитие требований к личности телефонных консультантов получило в работах зарубежных психологов А.Ванессе, В.Вебер, Н.Фарбероу, Г.Хэмбли, Э.Фонтайн, К.Шопперс и др. (Приложение.Таблица №2). Международные организации, такие, как: Национальная ассоциация профессиональной ориентации США, Комитет по надзору и подготовки консультантов в США, Генеральная ассамблей IFOTES и т.д. выделяют и утверждают требования к личности телефонного консультанта.

Изучение отечественными исследователями профессиональных и личностных качеств относится, прежде всего, к профессии психолога; они разработаны применительно к нашей российской действительности. (Приложение. Таблица №3). Все выделенные качества во многом совпадают по значению и дополняют друг друга.

Требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам консультанта Телефона доверия такие же, как и у психолога, поскольку принципы консультативной работы одинаковы – они основаны на теориях личности.

Кроме того, осознанное последовательное применение психологом целостной теоретико-практической концепции, является одной из гарантий профессионализма оказываемой психологической помощи.

В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и эффективной работы с ним. [Кочюнас Р., 2000]. Каждая теория обобщает накопленную информацию, делает более понятными сложные явления, предсказывает последствия разных обстоятельств, способствует поиску новых фактов [цитата Р.Кочюнасом George, Cristiani, 1990]. Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

На этом основании возникает необходимость рассмотреть в данной главе некоторые теоретические принципы современных психологических направлений, а также личностные особенности эффективного специалиста, оказывающего психологическое воздействие в рамках различных зарубежных и отечественных подходов.


Что та­кое ли­дер и ли­дер­ст­во
Ли­дер. На этот во­прос мож­но бы­ло бы от­ве­тить во­про­сом: раз­ве глав­ные - не луч­шие? Или на­обо­рот? Ви­ди­мо, по­ли­ти­ка под­ра­зу­ме­ва­ет имен­но та­кой рас­клад. В са­мом де­ле, ме­ж­ду на­ро­дом, об­ще­ст­вом и го­су­дар­ст­вом, вла­стью все­гда су­ще­ст­во­ва­ло сво­его ро­да со­гла­ше­ние ду­мать так. Власть не­из­мен­но ...

Программа по урегулированию конфликтов государственных и муниципальных служащих
Необходимо принятие норм применения методов регулирования конфликта. Законодательство о конфликте должно учитывать степень развитости гражданского общества, основные принципы и особенности организации государственной службы (в частности, систему мотивации, оплаты труда, степень распространенности бюрократизма), особенности государственн ...

Обработка данных социометрического эксперимента
Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем. Далее результаты экспериментов оформляем графи ...