RSS Feed

Гуманистическое направление в психологии
Страница 1

К гуманистическому направлению относят экзистенциальный подход, логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию и ряд других методов.

Представители гуманистического направления видят человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, с почти безграничной возможностью к позитивному росту. Поэтому психологическое воздействие направлено на личностный рост клиента, а не на лечение болезни. Целью психотерапии является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором, согласно мнения Мay R. «быть осведомленным о своем предназначении в мире в то же самое время означает быть предназначенным для этого».

Mаslow A. полагает, что «здоровье располагается на континууме: кем человек стремится быть – кем он может стать».

Исследуя проблему мотивации человека Maslow A. выявил и описал следующие принципы:

1. Иерархичность структуры мотивов;

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

3. Пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;

4. С повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Maslow A. отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла жизни).

Автор выделяет следующие качества, присущие личности:

- самоактуализация: полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и понимать ее); принятие других и себя; профессиональная увлеченность, ориентация на дело; автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; спонтанность, естественность поведения; юмор; саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности; потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла жизни.

Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией.

Логотерапия Франкла ориентирована на инсайт и основная цель этого подхода заключается в том, чтобы помощь человеку найти смысл в своих действиях, своей жизни и своем страдании; осознать личностную свободу и ответственность и открыть свои способности как личности в полноценном общении.

Ролло Мэй считает, что основной целью психотерапевтического вмешательства должна быть помощь клиенту научиться брать на себя ответственность за совершаемый им выбор, научиться управлять своей свободой и, в конечном счете, преодолеть бессмысленность своего бытия и научиться жить аутентично.

Основные положения экзистенциалистской философии Сартра включают учение о свободе, подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода по мысли Сартра выражается в возможности выбора отношения к данной ситуации. Объективная ситуация не сама по себе ограничивает или подавляет свободу, а лишь в той мере, в какой она переживается как ограничение. Задача заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему.

Одним из основных качеств личности Сартр выделяет аутентичность, т.е. соответствие сознания человека именно его собственному, «подлинному» сознанию – «пользуясь своей свободой, будь самим собой…». Аутентичность означает свободное становление, спонтанный выход за собственные пределы, полноту ответственности за свои действия. «Подлинное существование» понимается как результат осознания индивидуумом своей жизненной ситуации и ответственного к ней отношения.

Страницы: 1 2


Выводы
Подведём основные выводы по первой главе нашей работы. Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не изолированно друг от друга, а в ...

Эволюция форм поведения как основа развития психики.
Материалистическое решение проблемы зарождения психики возможнолишь на основе возникн. психики из первичной реакции живой формы материи, кот. называют раздражительностью . В ответ на действия раздражителя любой организм реагирует изменением обмена веществ. Раздражимость - это реакция на действия раздражителя. Для оценки реакции раздражи ...

Организационные компоненты процесса обучения. Сущность понятий обучаемость и обученность. Критерий обученности.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина1 ознатаетГцёлёнаправленную, последовательную передачу (транс-ляцию) "общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных усло­виях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что оппозиции обучающегося часто фиксируется его спо ...