RSS Feed

Семья как малая группа

Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. [26; стр.17]

Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:

– наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;

– частичное различие в интересах и установках членов семьи;

– наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

– включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;

– отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах;

– многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;

– особая открытость, уязвимость членов семьи.

– поверхностный, или межличностный, уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, пси­хологическую совместимость);

– уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (представляет ценностно-ориентационное единство семьи);

– уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям).

Важнейшими критериями оценки уровня сплоченности семьи являются:

• степень единства деятельности (согласованность, сотрудничество, творческое отношение);

• нравственно-психологическое единство (соответствие личных и семейных устремлений, совпадение взглядов, сходство норм и ценностей);

• уровень развития личностных качеств супругов (контактность, стрессоустойчивость);

• содержание социально-психологического климата (преобладающие настроения, степень уступчивости друг другу, доверия и благожелательности, наличие внимания и заботы друг о друге).


О предмете психологии высшего образования
Психология высшей школы (высшего образования) является разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из области общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, клинической психологии, юридической психологии, психофизиологии ...

Эволюция соц. отношений жив - ых и ее роль в формирования соц - ых отношений в чел - ком обществе.
Начнем с социальных вопросов. В животном мире жизнь семьей и стаей с достаточно сложными иерархическими отношениями распространена. Разделение функций при совместной охоте в стае хищников - обычное дело. Даже возможно сотрудничество разных видов. В дикой природе в зачаточной форме присутствует и понятие частной собственности. Животные и ...

Корреляция между компонентами телосложения и компонентами темперамента (n=200)
Соматотип Висцеротония Соматотония Церебротония Эндоморфность +0.79 -0.29 -0.32 Мезоморфность -0.23 +0.82 -0.58 Эктоморфность -0.40 -0.53 +0.83 Sheldon, (1942, с. 400) Наиболее важные открытия касались степени связи между переменными темперамента и телосложения - связи, выявленной корреляционной методикой. Результаты, представленные на ...