Психологические исследования аутоагрессивного поведенияСтраница 2
Рис. 1. Диаграмма сфер выживания
Соматическая сфера выживания представлена физическим телом человека, которое с рождения по мере роста и развития обеспечивает поступательное движение жизни и ощущение физического здоровья. Факт существования физического тела определяет материальные границы личности и различные адаптивные и неадаптивные (невротические - "комплекс физической неполноценности", дисморфофобические и психотические дисморфоманические) феномены отождествления себя с физическим телом. Психическая или психологическая сфера выживания представлена страхом смерти, боязнью умирания (страх атрибутов умирания) и боязнью небытия. Духовная или ценностная сфера выживания. Представляет систему духовных доказательств бессмертия, а также сводов и правил для его достижения. Нарушения в системе бессмертия могут наступать и хронически, когда в результате "несмертельных" видов аутоагрессии человек теряет ощущение ценности своего тела. Шустрова делает особый акцент на отсутствие или потерю страха смерти, которое в дальнейшем вызывает различные аутоагрессивные тенденции [19, с. 19 – 23].
Таким же образом Г.Я. Пилягина рассматривает аутоагрессию в структуре модели дезадаптивного поведения, возникающей как результат фрустрации. Люди, не восприимчивее к изменениям социальной среды и не способные вынести тяготы стресса вживания в новую социальную ситуацию, реагируют одним из следующих способов:
- они могут стать агрессивными вплоть до физического насилия;
- они могут опуститься до инфантильной реакции;
- они могут упрямо держаться привычного образа действий, отказываясь воспринимать предлагаемые им изменения, даже самые разумные;
- они могут "опустить руки", потеряв все признаки инициативности и присутствия духа, т.е., реагировать аутоагрессивно [12, с. 22 – 24].
Л.И. Анцыферова рассматривает аутоагрессию как дезадаптивные психологические защиты (копинг-стратегии), возникающие у личности в трудных или экстремальных жизненных условиях, ввиду неспособности к адекватному переосмыслению, переоценке изменившейся социальной ситуации [2, с. 322 – 324]. Т.Г. Визель предлагает интегративный нейропсихологический и личностно-типологический подход к проблемам аутоагрессии, как фактору социальной дезадаптации. Она полагает, что не только социальная, но и психологическая и психофизиологическая дезадаптация личности зависят от акцентуации характера в сочетании с особенностями деятельности мозговых механизмов [4, с. 227].
На основе анализа внешней обусловленности аутоагрессивного поведения Г.Я. Пилягина считает, что возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:
1) фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные интроекты;
2) психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные внутриличностным конфликтом;
3) обратная отрицательная связь в виде несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.
С вышеописанными компонентами Г.Я. Пилягина представляет иерархическую структуру генеза аутоагрессии (рис. 2).
Рис. 2. Структурно-динамическая иерархия аутоагрессии
Следовательно, ситуационные (социальные) факторы влияют на уровень порога "стрессоустойчивости" человека, так:
- резкое изменение образа жизни (необходимость поиска средств пропитания, увеличение объёма трудовых нагрузок и т. д.) при ощущении отсутствия "обязательной" поддержки социальных институтов;
Работа психолога в ДОУ
Детский практический психолог в детском дошкольном учреждении выполняет следующие основные виды работы:
· Психологическое просвещение - приобщение педагогического коллектива, родителей ДОУ к психологическим знаниям.
· Психологическая профилактика - предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей.
· ...
Подходы к воздействию на преступность по Ч. Ломброзо
Как уже отмечалось, Ломброзо рассматривает преступников как больных (нравственно помешанных). Соответственно и меры воздействия на них сходны с мерами воздействия на сумасшедших. На его взгляды в этой области, помимо психиатрической практики, значительное влияние оказала теория социальной защиты, разработанная Э. Ферри. В одной из своих ...
Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [5]
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возра ...