Формирующий экспериментСтраница 1
С целью коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения нами был проведён формирующий эксперимент.
В задачи экспериментальной работы входили:
1. Знакомить детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в ходе конструирования со способами передачи основных признаков предмета – формы, цвета, величины.
2. Формировать способы обследования предмета и выделения его формы.
3. Учить в речи использовать слова, описывающие форму, цвет, величину предметов.
4. Способствовать целостному восприятию предмета.
Для проведения формирующей работы нами были разработаны занятия по конструированию.
Занятия по конструированию проводились в соответствии с программой обучения в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения. За основу разработки экспериментальной части нами была взята программа Л.И. Плаксиной.
Итак, нами были запланированы занятия с использованием конструирования, которые имели своей целью коррекцию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
В ходе занятий по конструированию детей учили ориентироваться в форме, величине, цвете, а также расчленении образца на составные части.
Планирование занятий покажем в таблице 4.
Таблица 4.Содержание работы в формирующем эксперименте.
Занятие |
Цель |
Программное содержание |
Конструирование «Починим куклу-неваляшку» |
Располагать части куклы в соответствии с их расположением на образце, ориентируясь на цвет, размер. |
Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей куклы в соответствии с их расположением на образце, ориентируясь на цвет и размер. |
Конструирование «Делаем мебель для куклы» |
Учить детей обследованию предметов, служащих образцом для построек, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. |
Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей мебели в соответствии с их расположением на образце. |
Конструирование «Забор с воротами» |
Учить детей обследованию предметов, служащих образцом для построек, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. Учить строить объект, используя дополнительные детали. |
Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей забора в соответствии с их расположением на образце. Расположение дополнительных элементов. |
Конструирование «Диванчик и кровать для куклы» |
Учить детей обследованию предметов, служащих образцом для построек, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. Учить строить объект, используя дополнительные детали. |
Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей дивана и кровати в соответствии с их расположением на образце. Расположение дополнительных элементов. |
Конструирование «Дом для игрушек» |
Учить детей обследованию предметов, служащих образцом для построек, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. Учить строить объект, используя дополнительные детали. |
Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей дома в соответствии с их расположением на образце. Расположение дополнительных элементов. |
Конструирование «Портрет друга» |
Анализ лица человека и его составляющих деталей (глаза, нос, рот, брови, волосы), учить геометрическими фигурами передавать портрет близкого человека с основными особенностями, отражаемыми в цвете и размере. |
Анализ лица человека, составляющих деталей, анализ формы и цвета деталей, вырезывание деталей для портрета, расположение вырезанных частей в соответствии с расположением деталей друг относительно друга на образце. |
Конструирование «Мебель для кухни» |
Учить детей строить мебель, необходимую на кухне, анализировать части мебели, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. Учить строить объекты. |
Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей мебели в соответствии с их расположением на образце. |
Конструирование «Гараж для двух машин» |
Учить строить объект, предварительно проанализировав размеры, необходимые для постройки. |
Работа по предварительному анализу постройки гаража для двух машин – анализируется размер – для двух машин гараж должен быть больше по размеру. |
Трансформация образа как метод
изменения эмоционального состояния
В общем виде предлагаемый метод может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство. Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10 шагов:
1. Клиническая беседа
2. Прояснение симптома
3. Создание образа
4. Исследование образа
5. Проверка на фиксацию
6. Трансформация
7. Интегрировани ...
Предметность. Констатность
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объект ...
Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.
Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление нед ...