RSS Feed

Обучение и воспитание. Методы и средства воспитания. Понятие о методах воспитании.

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Обучение и воспитание. Методы и средства воспитания. Понятие о методах воспитании.

оспитание есть подготовка подрастающего поколения к жизни, адаптация детей, молодежи, взрослых к условиям существования и совершенствованию этих условий.

Чтобы уверенно прогнози­ровать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует пони­мать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных за­дач, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспе­чивают взаимодействие воспитателя и

воспитанников. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По от­ношению к методу приемы носят частный, подчиненный харак­тер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Од­ни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учите­лей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимоперечоды. заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогиче­ской задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из

основных методов формиро­вания сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. Таким обра­зом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами

воспитания, которые тесно связаны с ними и приме­няются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материаль­ной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.). Есть методы, отражающие содер­жание и специфику воспитания: есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьни­ками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы

воспитания в системе образования. Об­щими они называются потому, что сферы их применения распро­страняются на весь воспитательный процесс. систему общих методов воспитания:*

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод приме­ра); • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструк­таж, иллюстрации и демонстрации): • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


2 этап (XVII - первая половина XIX века) - Психология как наука о сознании.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется ...

Классификация памяти как психического процесса
«Формы проявления памяти чрезвычайно разнообразны. Это объясняется тем, что память участвует в реализации всех видов деятельности человека. Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. Классификация по степени волевой регуляции памяти; 2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности (по ...

Теоретические аспекты изучения психологии аутоагрессивного поведения. Особенности феномена аутоагрессии в психологии
В психологии отклоняющегося поведения особую роль отдается изучению специфических аспектов саморазрушительного поведения личности, которое предполагает намеренное, как осознаваемая или не всегда осознаваемая активность личности в направленном причинении себя вреда. Психологические это выражается в физическом или психическом разрушении н ...