Мотивация как психологическая категория. Структура мотивации.
Леонтьев. Мотив — означающий то объективное, в чем переживаемая потребность конкретизируется в данных условиях и
на что направляется д-ть как на побуждающее ее. Мотивация= потребность.
Рубинштейн. Иногда ч-к может ощущать влечение, но не понимать его. Пока ч-к не может осознавать влечение, это нельзя назвать потребностью, мотивом. Мотив - предмет, отвечающий потребности => побуждающий и направляющий д-ть. Структура: Додонов. 4 структурных компонента мотивации:
1удовольствие от самой д-ти (условно назван гедонической составляющей мотивации - эмоц переживание удовольствия)
2значимость для личности непосредственно ее результат.
1,2 компоненты выявляют направленность на саму д-ть, являясь внутренними по отношению к ней.
3мотивирующая сила вознаграждения за д-ть
4принуждающее давление на личность.
3.4 - фиксируют внешние факторы воздействия (+\ -)
32.
Учебное заведение, как и любая другая организация, состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями. Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций. В зависимости от
степени благоприятности их исходов можно выделить пять способов поведения людей в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка, соперничество. Сотрудничество - это такая форма поведения, которая не допускает не только возникновения конфликта как такового, но и противоречия. Компромисс представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некоторых уступок. Избегание характеризуется уходом от конфликтогенных ситуаций. Уступка представляет собой отказ от борьбы в пользу другого лица. Соперничество - это прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступать другой ни в чем. В работе педагогических коллективов межличностные конфликты неизбежны. Конфликты можно разделить на две основные группы: деловые и личностные. Первые возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые - на основе противоречий в личностных интересах. Деловые конфликты могут возникать, например, по поводу несовпадения
взглядов на режим работы, загрузку, методы преподавания и обучения, по разным другим причинам, связанным с содержанием и условиями профессиональной деятельности. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости
в оценке их действий, результатов работы и т. п. Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в основе одну из следующих психологических причин: - недостаточно хорошее знание человека, - неправильное понимание его намерений,
- неверное представление о том, что он на самом деле думает,- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков, - неточная оценка отношения данного человека к другому.
Конфликты такого рода можно предупреждать и снимать следующим образом. Во-первых, прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе. Особенно важно подобным образом вести себя руководителю коллектива, поскольку он помимо прочего
является еще образцом для подражания со стороны подчиненных Во- вторых, необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом. Иногда и такие меры не помогают. Тогда остается одно средство: создать конфликтующим
людям такие условия для работы, чтобы длительное время они не контакти
ровали
друг с другом. Конфликты личностного плана предупреждать и устранять труднее, чем деловые, так как они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связаны с чертами характера, со взглядами
на жизнь, с убежде
ниями и социальными установками.
В случае возникновения конфликта на личностной почве руководителю целесообразно избрать такую тактику поведения, в результате которой конфликтующие стороны будут учиться если не принимать, то по крайней мере признавать возможность существования другой точки зрения, отличной от их собственной.
Введение.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социаль ...
Проблема языка и речи в трудах известных психологов
Взаимоотношения механизмов речи анализирует в своей работе «Механизмы речи» Н.И. Жинкин. Под механизмом речи он понимает живой, постоянно перестраивающийся и совершенствующийся механизм. Формирование этого механизма, перестройки и запуск происходят в результате обмена сообщениями. За основу всей речи автор принимает минимальную неделиму ...
Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общения
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
· интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций, влияние, убеждение собеседника);
· перцептивная сторона общения состоит во взаимном восприятии др ...