RSS Feed

Мотивация как психологическая категория. Структура мотивации.

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Мотивация как психологическая категория. Структура мотивации.

Леонтьев. Мотив — означающий то объективное, в чем пережи­ваемая потребность конкретизируется в данных условиях и

на что направляется д-ть как на побуждающее ее. Мотивация= потреб­ность.

Рубинштейн. Иногда ч-к может ощущать влечение, но не пони­мать его. Пока ч-к не может осознавать влечение, это нельзя на­звать потребностью, мотивом. Мотив - предмет, отвечающий потребности => побуждающий и направляющий д-ть. Структура: Додонов. 4 структурных компонента мотивации:

1удовольствие от самой д-ти (условно назван гедонической со­ставляющей мотивации - эмоц переживание удовольствия)

2значимость для личности непосредственно ее результат.

1,2 компоненты выявляют направленность на саму д-ть, являясь внутренними по отношению к ней.

3мотивирующая сила вознаграждения за д-ть

4принуждающее давление на личность.

3.4 - фиксируют внешние факторы воздействия (+\ -)

32.

Учебное заведение, как и любая другая организация, состоит из множества формальных и неформальных групп, между кото­рыми могут возникать конфликты. Например, между руково­дством и исполнителями. Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распре­делением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистиче­ские конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций. В зависимости от

степени благоприятности их исходов можно выделить пять способов поведения людей в конфликтных ситуациях: сотрудничест­во, компромисс, избегание, уступка, соперничество. Сотрудни­чество - это такая форма поведения, которая не допускает не только возникновения конфликта как такового, но и противоре­чия. Компромисс представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраи­вающее обе стороны, но за счет некоторых уступок. Избегание характеризуется уходом от конфликтогенных ситуаций. Уступ­ка представляет собой отказ от борьбы в пользу другого лица. Соперничество - это прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступать другой ни в чем. В работе педаго­гических коллективов межличностные конфликты неизбежны. Конфликты можно разделить на две основные группы: деловые и личностные. Первые возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем дело­вого характера, а вторые - на основе противоречий в личност­ных интересах. Деловые конфликты могут возникать, напри­мер, по поводу несовпадения

взглядов на режим работы, за­грузку, методы преподавания и обучения, по разным другим причинам, связанным с содержанием и условиями профес­сиональной деятельности. Личностные конфликты могут ка­саться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости

в оценке их действий, результатов работы и т. п. Большинство конфликтов по своей природе субъ­ективны и имеют в основе одну из следующих психологических причин: - недостаточно хорошее знание человека, - неправильное понимание его намерений,

- неверное представление о том, что он на самом деле думает,- ошибочная интерпретация мотивов со­вершенных поступков, - неточная оценка отношения данного человека к другому.

Конфликты такого рода можно предупреж­дать и снимать следующим образом. Во-первых, прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе. Особенно важно подобным образом вести себя руководителю коллектива, поскольку он помимо прочего

является еще образцом для под­ражания со стороны подчиненных Во- вторых, необходимо побудить участников конфликта на установление прямого кон­такта друг с другом. Иногда и такие меры не помогают. Тогда остается одно средство: создать конфликтующим

людям такие условия для работы, чтобы длительное время они не контакти­

ровали

друг с другом. Конфликты личностного плана преду­преждать и устранять труднее, чем деловые, так как они осно­вываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связаны с чертами характера, со взглядами

на жизнь, с убежде­

ниями и социальными установками.

В случае возникновения конфликта на личностной почве руководителю целесообразно избрать такую тактику поведения, в результате которой кон­фликтующие стороны будут учиться если не принимать, то по крайней мере признавать возможность существования другой точки зрения, отличной от их собственной.


Введение.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социаль ...

Проблема языка и речи в трудах известных психологов
Взаимоотношения механизмов речи анализирует в своей работе «Механизмы речи» Н.И. Жинкин. Под механизмом речи он понимает живой, постоянно перестраивающийся и совершенствующийся механизм. Формирование этого механизма, перестройки и запуск происходят в результате обмена сообщениями. За основу всей речи автор принимает минимальную неделиму ...

Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общения
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: · коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; · интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций, влияние, убеждение собеседника); · перцептивная сторона общения состоит во взаимном восприятии др ...