RSS Feed

Развитие ч-ка как субъекта д-ти в процессе обучения.

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Развитие ч-ка как субъекта д-ти в процессе обучения.

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Исходным положением в этой ситуации является утверждение, что «сознательное управление психическим разви­тием ребенка совершается прежде всего путем управления . ведущей деятельностью».

Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, вос­питываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обу­чается. Это значит: воспитание и обучение включаются

в са­мый процесс развития ребенка, а не надстраиваются

лишь над ним .» и далее « .личностные психические свойства

ребенка, его способности, черты, характера и т.д. .не только проявляются,

но и формируются

входе собственной деятельности ребенка .».

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельно­сти, которая, прежде всего, определяется мотивами. Как отмечалось выше, два типа мотивов характеризуют пре­имущественно учебную деятельность - мотивация дости­жения и познавательная мотивация. Последняя является осно­вой учебно-познавательной деятельности человека, соответст­вуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правиль­ном взаимодействии и отношении студентов и преподавате­лей. В обучении мотивация достижения подчиняется познава­тельной и профессиональной мотивации. Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача фор­мирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, не­обходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражне­ний по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учиты­вая трудности адаптационного периода обучения студентов на I курсе. Его влияние на характер освоения новых ценностных ориентации студента, его мотивации и такие индивидуальные свойства, как тревожность, эмоциональность, неоценимо. Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценно­стей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означа­ет для преподавателя необходимость усиления диалогичное™ обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе


Феномен эгоцентрической речи
Л. С. Выготский о природе эгоцентрической речи: «При изложении этой проблемы мы будем исходить из противопоставления двух теорий эгоцентрической речи — Пиаже и нашей. Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь, является компромиссом между и ...

Эффективность развития внимания у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с помощью игр. Игра как средство развития внимания
Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается язык реб ...

Характеристики, механизмы и законы памяти
К характеристикам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека. 1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации. 2. Быстр ...