RSS Feed

Развитие ч-ка как субъекта д-ти в процессе обучения.

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Развитие ч-ка как субъекта д-ти в процессе обучения.

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Исходным положением в этой ситуации является утверждение, что «сознательное управление психическим разви­тием ребенка совершается прежде всего путем управления . ведущей деятельностью».

Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, вос­питываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обу­чается. Это значит: воспитание и обучение включаются

в са­мый процесс развития ребенка, а не надстраиваются

лишь над ним .» и далее « .личностные психические свойства

ребенка, его способности, черты, характера и т.д. .не только проявляются,

но и формируются

входе собственной деятельности ребенка .».

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельно­сти, которая, прежде всего, определяется мотивами. Как отмечалось выше, два типа мотивов характеризуют пре­имущественно учебную деятельность - мотивация дости­жения и познавательная мотивация. Последняя является осно­вой учебно-познавательной деятельности человека, соответст­вуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правиль­ном взаимодействии и отношении студентов и преподавате­лей. В обучении мотивация достижения подчиняется познава­тельной и профессиональной мотивации. Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача фор­мирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, не­обходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражне­ний по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учиты­вая трудности адаптационного периода обучения студентов на I курсе. Его влияние на характер освоения новых ценностных ориентации студента, его мотивации и такие индивидуальные свойства, как тревожность, эмоциональность, неоценимо. Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценно­стей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означа­ет для преподавателя необходимость усиления диалогичное™ обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе


Ригидный тип
Распределение энергии у этого типа - это состояние обратно истероидному. Вся энергия стянута внутрь, уплотнена, отгорожена от наружных слоев. Человеку очень трудно принять какие-то раскрытые позы. Такому человеку трудно даются бурные эмоциональные переживания. Они могут быть бурными, но все это происходит внутри. Внешних, ярких проявлен ...

Причины и механизмы нарушения внимания
Прежде, чем проанализировать специфику нарушения такого психического процесса как внимание, следует сделать акцент на рассмотрении его сущности. До человека доходит огромное число раздражений, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Из большого числа возможных движений он совершает лишь некоторые, входящие в сост ...

Сравнительная психология, предмет, задачи.
- сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Психика - это форма отражения реальной действительности, позволяющая организму животного адекватно ориентировать свою активность по отношению к среде. Сравнению могут подвергаться в целом эволюционные уровни развития психики, отдельные психич. процессы на разных стадиях э ...