RSS Feed

Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи (КРС)
Страница 1

Психологические материалы » Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка » Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи (КРС)

Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:

1) в неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше, чем их сверстники в полных семьях;

2) в 22% рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;

3) различное отношение к братьям и сестрам, и малая значимость бабушек и дедушек, особенно в полных семьях;

4) дети из неполных семей в 20% выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;

5) в полных семьях у детей больше энтузиазма (30%), чем у их сверстников из неполных семей (10%);

6) потребность в общении выражена у 15% детей из полных семей, в неполных – она вообще отсутствует;

7) нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25% детей из неполных семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях – 10%;

8) в неполных семьях больше выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем в полных семьях в среднем на 10-15%;

9) в 20% рисунков дети из полных семей идентифицируют себя с мамой в зависимости от пола, в неполных семьях этот показатель ниже – 10%;

10) в группе детей из полных семей преобладает высокая самооценка (25%), а у детей из неполных семей – низкая самооценка (35%).

Данные по различиям в двух группах представлены в таблице №2

Таблица 2. Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых

Элемент в рисунке

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

Интерпретация

1. Отсутствие ребенка

10%

35%

Чувство отверженности в семье

2. Отсутствие родственников:

Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка

матери

22%

отца

15%

80%

сестры

29%

67%

брата

67%

50%

бабушки

100%

80%

дедушки

100%

80%

3. Присутствие отца

85%

20%

Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи недостаточной, ущербной

4. Присутствие животных

10%

5%

Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле

5. Пуговицы, серьги, пряжки

15%

10%

Зависимость

6. Линия основы (земля)

15%

10%

Незащищенность

7. Деревья (ветви вверх)

30%

10%

Жизненная энергия, энтузиазм

8. Название рисунка

15%

Экстраверсия, потребность в общении

9. Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями

10%

25%

Серьезные нарушения внутрисемейных контактов

10. Отсутствие ног

10%

20%

Робость, замкнутость

11. Глаза без зрачков

5%

20%

Импульсивность

12. Отсутствие лица

10%

10%

Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность)

13. Острые ногти, рога

10%

30%

Агрессия

14. Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково

20%

10%

Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье

15. Штриховка

15%

30%

Тревожность

16. Расположение рисунка:

- вверху

- внизу

25%

20%

10%

35%

Высокая самооценка

Низкая самооценка

17. Рисунок уменьшен

10%

15%

Низкая самооценка, депрессия

18. Стирание

5%

10%

Эмоциональная напряженность

19. Схематическое изображение

10%

5%

Отсутствие эмоциональной привязанности в семье

Страницы: 1 2


Своеобразие автономной речи.
Своеобразие «автономной речи» заключается в том, что, во – первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава наших слов. Эта речь моторно, т. е. с артикуляционной, с фонетической стороны, не совпадает с нашей речью. Это обычно такие слова, как «ба – бу», «гу – га», иногда обломки наших слов. Это ...

ПАМЯТЬ
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание. Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его насто ...

Память и пол
Полученные разными авторами данные, свидетельствующие о различиях в памяти между мужчинами и женщинами, неоднозначны. И это во многом зависит от того, что установление межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания. В исследовании, проведённом психологами ЛГУ ...