Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи
(КРС)Страница 1
Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:
1) в неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше, чем их сверстники в полных семьях;
2) в 22% рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;
3) различное отношение к братьям и сестрам, и малая значимость бабушек и дедушек, особенно в полных семьях;
4) дети из неполных семей в 20% выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;
5) в полных семьях у детей больше энтузиазма (30%), чем у их сверстников из неполных семей (10%);
6) потребность в общении выражена у 15% детей из полных семей, в неполных – она вообще отсутствует;
7) нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25% детей из неполных семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях – 10%;
8) в неполных семьях больше выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем в полных семьях в среднем на 10-15%;
9) в 20% рисунков дети из полных семей идентифицируют себя с мамой в зависимости от пола, в неполных семьях этот показатель ниже – 10%;
10) в группе детей из полных семей преобладает высокая самооценка (25%), а у детей из неполных семей – низкая самооценка (35%).
Данные по различиям в двух группах представлены в таблице №2
Таблица 2. Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых
Элемент в рисунке |
Дети из полных семей |
Дети из неполных семей |
Интерпретация |
1. Отсутствие ребенка |
10% |
35% |
Чувство отверженности в семье |
2. Отсутствие родственников: |
Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка | ||
матери |
― |
22% | |
отца |
15% |
80% | |
сестры |
29% |
67% | |
брата |
67% |
50% | |
бабушки |
100% |
80% | |
дедушки |
100% |
80% | |
3. Присутствие отца |
85% |
20% |
Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи недостаточной, ущербной |
4. Присутствие животных |
10% |
5% |
Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле |
5. Пуговицы, серьги, пряжки |
15% |
10% |
Зависимость |
6. Линия основы (земля) |
15% |
10% |
Незащищенность |
7. Деревья (ветви вверх) |
30% |
10% |
Жизненная энергия, энтузиазм |
8. Название рисунка |
15% |
― |
Экстраверсия, потребность в общении |
9. Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями |
10% |
25% |
Серьезные нарушения внутрисемейных контактов |
10. Отсутствие ног |
10% |
20% |
Робость, замкнутость |
11. Глаза без зрачков |
5% |
20% |
Импульсивность |
12. Отсутствие лица |
10% |
10% |
Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность) |
13. Острые ногти, рога |
10% |
30% |
Агрессия |
14. Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково |
20% |
10% |
Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье |
15. Штриховка |
15% |
30% |
Тревожность |
16. Расположение рисунка: - вверху - внизу |
25% 20% |
10% 35% |
Высокая самооценка Низкая самооценка |
17. Рисунок уменьшен |
10% |
15% |
Низкая самооценка, депрессия |
18. Стирание |
5% |
10% |
Эмоциональная напряженность |
19. Схематическое изображение |
10% |
5% |
Отсутствие эмоциональной привязанности в семье |
Типы темперамента и их
психологическая характеристика
Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д.
В наст ...
Дисциплина и саморегуляция
В течение 50-х и вначале 60-х годов XX века в литературе, посвященной воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, подавляющих волю детей воспитательных мер; родителей пугали тем, что они подавляют эмоции ребенка и превращают его в тревожного, подавленного, невротичного человека. В педагогической литературе 7 ...
Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные образы. Чрезвычайно важной задачей обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком представлений со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, ...