RSS Feed

Введение
Страница 2

· философско-теоретические исследования по проблемам знаково-символической системы в музыкальном искусстве (Арановский М.Г., Бычков Ю.Н., Носина В.Б.)

· положения общей и музыкальной педагогики о постижении символов в процессе восприятия (Веракса А. Н., Холопова В.Н.)

· положения общей и музыкальной педагогики о музыкальном восприятии (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский).

Задачи исследования:

· проанализировать и обобщить результаты психолого-педагогических исследований, посвященных изучению проблемы восприятия музыкального произведения;

· выявить психологические особенности восприятия музыкального произведения;

· определить влияние понимания символов на восприятие музыкального произведения.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Восприятие музыкального произведения характеризуется отражением в сознании человека звуковых структур, при этом оно направлено на постижение и понимание художественного смысла, как особой формы отражения действительности, которым обладает музыкальное искусство.

2. Восприятие музыкального произведения имеет личностную направленность, поскольку включает в себя такие компоненты, как: эмоциональное переживание, восприятие времени в музыке, связь музыкальных и речевых интонаций, пространственно-исторические компоненты, жизненный опыт, адекватность.

3.Символы оказывают влияние на восприятие музыкального произведения, его смысла. Музыкальное произведение складывается из элементов, которые доносят до слушателя определенный смысловой знак (контекст). При восприятии музыкального произведения все разнообразие сигналов, передаваемых слушателю, обрабатывается и превращается в знаки, которые впоследствии могут эволюционировать в символы.

4.Символизация в музыке - процесс наделения переносным значением музыкальных произведений. Символы, передающие поэтическую идею выражены музыкальным языком.

5.Средствами символизации являются: программность, ритмо-формулы в области ритмической организации музыки и мелодические, гармонические формы, наряду с историческими аспектами музыкального искусства.

6.Музыкальный образ обрастает значениями в процессе музыкальной практики восприятия музыкального произведения с пониманием символического смысла заложенного в нем содержания.

7.Чем выше уровень понимания музыкальных символов, тем активнее протекает процесс восприятия музыкального произведения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в подтверждении роли символов в процессе восприятия музыкальных произведений.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы практическими психологами и преподавателями для совершенствования культурно-просветительской деятельности и работы с учащимися общеобразовательных и музыкальных учебных заведений.

Страницы: 1 2 


Этапы развития науки о психике. 1 этап (VI век до н.э. - XVI век) - Психология как наука о душе.
1. С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции — души. В те времена считалось, что душа обитает везде — в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое вс ...

Подструктура опыта
Подструктуру опыта составляет жизненный и профессиональный опыт личности, т. е. общая культура человека и его профессиональная подготовленность. Данная подструктура является уже социально-биологической системой, т. е. социального в ней больше, чем биологического. В нее входят навыки и умения, знания, привычки. Навыками называют автомат ...

Переходня фаза к стадии сознания.
Смотр вопр 40) и 42) Появление средств отражения действ, готовых сп - ов действий. Формир активный процесс речи. Деятельность приобр совместную форму. Инстинкт форма повед очень слабо выражена. Научение большинством способов. Деят регулир вербально. Мышление. Всегда связ с социализ и другими людьми. Огромная роль родительских функций. ...