Воображение как одна из форм преобразования
содержания наглядных образовСтраница 2
Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, который протекает при активной деятельности мышления субъекта и подчинен осознаваемой задаче. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.
Гносеологический статус воображения связан с его преобразующим отношением к действительности. Воображение не обладает строго нормативным и фиксированным характером и выступает и как процесс и как результат, совершая “отлет” от реальности с целью познания ее. Оно выступает репрезентантом совокупной деятельности наличных восприятий, представлений памяти и мышления, воссоздавая новые образы ранее ненаблюдаемых явлений.
В гносеологическом плане образы воображения можно подразделить на ряд групп.
1. Образы предметов или явлений, не наблюдаемые лишь в данный момент, но в принципе доступные живому созерцанию.
2. Образы объектов, не наблюдаемые в силу ограниченности органов чувств. Примером могут служить ультразвук, инфракрасные лучи, элементарные частицы. Здесь человеку на помощь приходит воображение. Используя имеющийся опыт, а также опираясь на некоторые проявления свойств таких объектов, субъект строит наглядные чувственные изображения. Подобные образы имеют большое значение в научном познании.
3. Воображаемые образы объектов, которые только должны быть созданы в процессе практической деятельности человека или возникнуть в ходе эволюции природных явлений. Например, план строящегося дома.
4. Образы предметов, которые никогда не существовали и принципиально невозможны в будущем. В науке такими являются различного рода модели - “абсолютно твердое тело”, “абсолютно круглый шар” и так далее.
Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные (часто случайные) связи явлений, событий, предметов. Они способны “замкнуть цепь”, вызвать свободную игру ассоциаций. Но для того чтобы это произошло, необходимо эмоционально напряженное поле сознания, которое дает материал и основную идею, направляющую работу воображения в определенное русло.
Дадим приблизительную классификацию некоторых форм воображения. Различают активное, практически-деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы (грезы, дремотные состояния, сновидения). Активное воображение опосредовано потребностями, задачами, целевой установкой субъекта. Определенное место в деятельности воображения занимает мечта, которая выступает как реальная или абстрактная возможность желаемого будущего.
Воображение различается и в структурно-функциональном аспекте. Компоненты воображения - вымысел и реальность - выступают как динамическая связь, осуществляющая свободную игру ассоциаций и комбинаций, продуцируя сложные новообразования. Структура образов может быть мобильной, развитой, обладающей целостностью, слитностью составляющих его компонентов, что характерно для научного творчества.
Воображение в гносеологическом отношении различается по связям с действительностью. В процедурах воображения действительность подвергается модификации, преобразованию, которые способствуют более глубокому отражению, придавая необычный смысл, значимость и силу объективной реальности. Выделяются виды воображения, ориентирующиеся на реальность и служащие средством познания, соответствующие задачам и целям деятельности субъекта. Но есть виды воображения, отклоняющиеся от действительности и формирующие неадекватные образы.
Исследование аудирования речи и её
темпо-ритмических характеристик
Процесс аудирования является ведущим среди остальных речевых видов. Он включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи и является наиболее частым по использованию, до 45% общего времени. Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным, отличным, неудовлетворительным. Это зависит от многих факторов: степен ...
Слух – единица устной сферы.
Слухи являются устными по своему функционированию. Однако устность как коммуникативная категория более всеохватывающая и требует к себе серьезного внимания. Этот тип сообщения качественно иной, чем тот, к которому мы привыкли в условиях коммуникации письменной. Попытаемся назвать эти особенные параметры, поскольку они одновременно бу ...
Свойства внимания
Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения сосредоточенности на объекте внимания на одинаковом качественном уровне. Фактором, существенно влияющим на усто ...