Методики психодиагностикиСтраница 4
По мнению О. Леонтьева, личность, с одной стороны, является условием деятельности, а с другой - ее продуктом. Признаком деятельности личности являются мотивы и потребности. Биологическое и социальное при этом - не равноправные, поскольку личность с самого начала социально детерминирована.
Предложенная российским психологом Борисом Паригиным модель личности объединяет социологический и психологический подходы. Речь идет про динамическую структуру личности, которая образует ее психологическое состояние и поведение. Его соотечественник Б. Ананьев считал необходимостью изучить связь между индивидуальной структурой социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой ее самой. По его утверждению, разнообразие связей с обществом определяет интраиндивидуальную структуру личности, ее внутренний мир и организацию личных особенностей, стойкие комплексы которых регулируют размер и меру социальных отношений личности, влияя на формирование ней своего развития и становления. Структуру личности он рассматривал по субординарным (сложные и общие социальные особенности личности охватывают элементарные) и кординационными (взаимосвязь осуществляется на паритетных засадах) принципами. Это означает, что личность является не только индивидуальностью, а и уверенным социально-психологическим типом.
Социально-психологический тип - обобщенное отображение совокупности социально-психологических особенностей и качеств личности, котоорые проявляются в конкретном социально-психологической среде.
Его ментальность характеризуется собственная социальная активность, ценность ориентации, позиции, мотивационная сфера, когнитивность качества, социально-психологическая компетентность, программа и линия поведения человека в группе, статусно-ролевые показатели и другое. В структуре социально-психологического типа представлены социальные отношения, которые всегда связаны с конкретным поведением личности. Они, собственно, и выступают как поведение индивида в конкретных ситуациях его жизнедеятельности. Это дает основание утверждать, что один социальный тип охватывает разные социально-психологические типы.
Распространенным являются и описательные определения социально-психологических ориентиров анализа личности, которое считает в перерасчете ее структурных составляющих. Чаще всего к социально-психологической структуры зачисления "Я-характеристики", ментальность, ценностно-смысловую, когнитивные сферы, эмоционально-психологические состояния, мотивационную сферу, локус контроля, социально-психологический опыт, статусно-ролевые параметры и другое.
"Я-характеристики" прежде всего включают "Я-концепцию", "Я-образ", самооценку.
"Я-концепция" - целостный, хоть и не лишенный внешних споров образ собственного "Я", формирования какого происходит поэтапно аж к самоответственности.
Речь идет про относительно стойкую, определенной мерой осознательную систему представлений индивида про себя, на основе которого он строит свою взаимосвязь с другими людьми и отношение к себе.
"Я-образ" - окончательное представление о себе, результат роботы над познанием себя, осмыслением своей роли на каждом жизненном этапе; личность в единстве всех аспектов ее бытия, отображения в самосознании.
На разных возрастных этапах, в разных типах личности "Я-образ" может иметь высокую или низкую стойкость. Угроза его стойкости переживается болезненно, как потеря самого себя.
Самооценка - оценка личностью самого себя, своих качеств, жизненных возможностей, отношения других к себе и своего места среди них.
Самооценка является сложной "Я-концепцией", "Я-образа", проявлением объективной активности личности. Индивидуальные особенности самооценки влияют на формирование таких черт характера, как уверенность, критичность и другое.
Ментальность - своеродное состояние, уровень развития, направленность индивидуальной и групповой сознательности, способность к усвоению норм, принципов, жизненных ориентаций, общественных ценностей, особенности адаптации к внешней среды, влияние на него, отображение совокупного опыта предыдущих поколений.
Признаки ментальности сохраняются с характеристиками, которые входят к понятию "национальный характер" - совокупность наиболее стойких, основных для национальной общественности благоприятных внешнему миру и реакцию на него. Это своеобразное объединение внешнечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия нации, совокупности социально-психологических черт (чувств, эмоционально-волевых качеств, ценных и национальных психологических установок), особенностей нации на определенном этапе развития, детерминированных социально-экономическими, географическими, историческими условиями.
Сравнительная психология, предмет, задачи.
-
сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Психика -
это форма отражения реальной действительности, позволяющая организму животного адекватно ориентировать свою активность по отношению к среде. Сравнению могут подвергаться в целом эволюционные уровни развития психики, отдельные психич. процессы на разных стадиях э ...
Характеристика психических процессов
Восприятие мира. Внимание. Память
Восприятие представляет собой непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. [1 С.53]
Индивид в процессе своей жизнедеятельности постоянно познает окружающую действительность, непосредственно взаимодействует с ней и встр ...
Индивидуальные методы обучения
Выполнение практических заданий
Индивидуальные практикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. Наиболее активно в учебном процессе применяются индивидуальные ...