RSS Feed

Психодиагностический процесс
Страница 4

Теория отчуждения

немецко-африканского психолога и социолога Эриха Фромма (1900-1980) является наиболее "социализированным" учением неофрейдизма. Утрату человеком связей с миром и другими Фромм назвал отчуждением, "негативной свободой". Такое состояние угнетает человека, ведь она стремится иметь определенные отношения с другими, вступать с ними во взаимосвязь и общение. Но такой возможности внешний мир не дает, и поэтому она становится одинокой. Это, по мнению Фромма, подчеркивает двойственную структуру человека, который, с одной стороны, хочет быть независимым, что приводит к отчуждению как фатальной основы межличностных отношений. Оно может проявиться в форме конформизма, мазохизма, садизма, перерасти в агрессию. Для преодоления отчуждения людям нужно прививать гуманистические принципы, основой которых являются чувства любви к себе и к другим.

Неофрейдизской по своей сути является теория развития личности американского психолога Эрика Эриксона (1902-1994). Согласно с ней развитие личности обуславливается социальным миром. Центральной особенностью человека является "идентичность личности", которая указывает на взаимосвязь личности и социального окружения и обнаружения в направленном человеке на себя, в отождествлении ее социальной группой, в определении ее ценностей, социальной роли и назначении.

Трансакционный анализ личности

. Как метод групповой психотерапии, трансакционный анализ личности построен на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Основателем этого метода является американский психолог Эрик Берн (1910-1970), который утверждал, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного "Я": Ребенок, Взрослый, Родитель. Трансакцией он считал единицу общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращением к другому человеку) или трансакционной реакцией (соответственно на это обращение). По мнению Берна, "незрелых личностей" нет, а есть люди, в которых Ребенок не вовремя и неумело берет на себя функцию управления всей личностью тогда, когда у них есть и хорошо структурный Взрослый, которого нужно только выявить и привести в действие. У так названных "зрелых людей" наоборот: контроль за поведение всегда осуществляет Взрослый, но и у них Ребенок может добывань наслаждение. Все три аспекта личности важны для функционирования и употребления, заслуживают одинакового внимания, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценным и плодотворным. Самым необходимым для жизни является состояние "Взрослого", поскольку человеку приходится обрабатывать разнообразную информацию, преодолевать трудности и многое другое. Взрослый, будучи посредником, контролирует действие Родителя и Ребенка.

Интересным является мысль Э. Берна, что большинство людей основное свое время отводить на игру, а не на саму жизнь, искренние человеческие отношения, которые приносят настоящее удовольствие.

Вывод

Более чем вековое развитие психодиагностики, выступавшей на Западе в обличье психологического тестирования, а позднее - психологической оценки, происходило, как правило, вне методологического осмысления этой области психологической науки. Долгое время господствование в психологическом тестировании эмпиризма и позитивизма не только способствовали формированию взглядов на его узкоприкладной характер, но и разделению теории и практики психологических измерений, обособлению дифференциальной психологии, претендующей на роль науки об индивидуально-психлогических различиях.

Несмотря на то, что психодиагностика основывается не только на измерении, но и на оценке, важнейщим ее инстументом был и остается тест. Многочисленные попытки создания так называемых обьективных тестов нередко приводят к оппозиции обьективного и психологического описания личности, отрицанию субьективности как реальности, способствует укреплению широко распространенного заблуждения в том, что физиологические показатели - единственный источних обьективной информации о субьективных явлениях.

Одной из важнейших проблем психодиагностики можно назвать преодоление разрыва между индивидуально-психологическим и социально-психологическим описанием личности.

Так или иначе, психологическая диагностика затрагивает внутренний мир личности, а поэтому большое значение приобретают этические аспекты работы диагноста, в наших условиях все еще остающиеся благими пожеланиями, выполнение или невыполнение которых остается личным делом психолога.

Страницы: 1 2 3 4 


Исследование уровня мышления и воображения
В исследовании уровня мышления и воображения (февраль-март 2010 Г ) приняли участие сотрудники Городской детской поликлиники №150 г. Москвы-5 человек, в возрасте от 29 до 55 лет, стаж работы - от 1 до 30 лет. Каждому испытуемому был присвоен индивидуальный номер (от 1 до 5). Для оценки мышления были следующие методики: 1. Методика &qu ...

Терминологический словарь
Авторитарный – характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчёркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п. ([5], стр.651) Агрессия – термин, для обозначения разнообразных враждебных действия, включающих н ...

Дайте общую хар - ку переходной фазы от стадии развития перцептивной психики к стадии интеллектуальной.
Переходная стадия от перцепт - ой к интеллектуальной: Живот с зачатками коры ГМ. Демонстрируют зачатки интел - ой деят - ти, т. е. структкрированно, с выделением действий. - забота о детенышах, - проявление у детенышей игровой ф - ции, - возможность своеобразной формы общения с человеком, друг с другом и животными др вида. ...