Личностные опросникиСтраница 1
Личностные опросники - классический образец субъективного диагностического подхода. Опрос - один из наиболее надежных способов получения знания о личности, и поэтому вполне понятно давнее стремление исследователей к его объективизации. Это находит свое выражение прежде всего во все более возрастающих требованиях к надежности и валидности личностных опросников.
Работая с личностными опросниками, которые были, есть в обозримом будущем будут наиболее популярными инструментами оценки личности, каждый специалист-психолог должен четко знать, что предоставляет собой эти психодиагностические методики, что скрывается за их фасадом.
Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений, на которые обследуемый должен отвечать в соответствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) значительно варьирует. Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направленности можно подразделить на:
·опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттела);
·опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);
·опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);
·опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);
·опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);
·опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна).
В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:
·опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттела);
·опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа (например, MMPI).
Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или нескольких. Обозначим их как одномерные и многомерные. Фактически все опросники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при группвом обследовании.
В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений),
а) Вопросы, предусматривающие ответы типа "да-нет".
б) Вопросы, предусматривающие ответы типа: "да", "нечто среднее", "нет". Добавляется неопределенный ответ.Как правило, неопределенные ответы неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую информацию. Использование такой формы вопросов связано с тем, что у некоторых истытуемых возникает раздражительность, отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать утвердительно или отрицательно.
в) Вопросы, предусматривающие ответы типа: "правда-ложь", или так называемые альтернативные задания.
г) Вопросы, предусматривающие ответы типа: "нравится- не нравится" (одно слово или фраза). Редко используемая форма вопросов.
д) Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы: скажем, 7-бальная с коайним значением "всегда" и "никогда". Основные проблемы, возникающие при такой форме вопросов, связанные с пониманием обследуемых терминов, указывающих на частоту, и возможность появления я стараюся показать свое превосходство. Варианты ответов: "всегда", "очень редко", "часто", "от случая к случаю", "редко", "очень редко", "никогда".
е) Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами "да-затрудняюсь ответить-нет". Это могут быть такие ответы, как "обычнно-иногда-никогда", "согласен-не уверен-не согласен" и так далее. Подбор того или иного варианта обуславливается смысловыми особенностями вопроса (утверждения).
ж) Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это завершающие предложенные фразы, одну из которых и необходимо избрать. Используется два, три и более вариантов выбора.
С помощью тестирования устанавливают психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организаторских), привычек, научений. Главным инструментам во время использования этого метода является тест.
Тест - специально разработанные задания и проблемы ситуации, использования которых в результате колличественных и качественных оценок может стать показателем развития определенных психологических качеств, способностей личности.
Современная психодиагностика использует такие основные виды тестов:
- тесты интелекта (задачи на логическое отношение, обобщенность, смекалку);
- тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);
- личные тесты ( с целью изучения характеристик личности, их психологических качеств);
-проэктивные тесты (используются в процессе изучения личности и характеристик, в существовании которых человек полностью не уверен, не понимает или не хочет признавать у себя, например, плохие черты способностей).
Статусное положение детей с различным уровнем
самооценки
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты:
А). В экспериментальной группе "А": из общего количества детей первого статуса (лидеры) 78% детей имеют высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки; из всех детей находящихся во вто ...
Определение понятия развития.
Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея изменений и их протекания во времени неоспорима. Другое дело — ответить на вопросы, что и ка ...
Образы-воображения
Проблема воображения является одной из самых дискуссионных. В психологии воображение понимается как психический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Выделяются различные приемы трансформации образов:
¨ Агглюкинация;
¨ Ак ...