Различие и сходство полов
Существует много очевидных примеров, отличающих одного человека от другого, например: рост, цвет волос, вес. Но имеются два наиболее значимых, на которые люди в первую очередь обращают внимание, которые более всего важны для Я-концепций и социальных взаимоотношений, - это расовая принадлежность и в особенности пол. В данной ситуации сосредоточимся на понятии “гендер” – характеристике, связанной с мужским и женским началом.
Какое поведение характерно в целом и с наибольшей вероятностью для мужчин? А для женщин?
Оба пола сходны по многим физиологическим характеристикам: в одном и том же возрасте мальчики и девочки начинают ходить, сидеть, у них прорезаются зубы. Они также сходны и по многим психологическим характеристикам, таким как общий словарный запас, интеллект, удовлетворенность жизнью, самооценка. Но привлекают как раз различия У мужчин пубертатный период наступает двумя годами позже, средний мужчина выше средней женщины на 15%, и умирают лица мужского пола в среднем на 5 лет раньше. Женщины в два раза чаще страдают от тревожности и депрессии, а вероятность того, что они станут алкоголичками, меньше в 5 раз. Они легче возбуждаются непосредственно после оргазма. Кроме того, в детстве они менее склонны к расстройствам речи и к синдрому гиперактивности, а во взрослом возрасте – к ассоциативным действиям.
В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования в области гендерных различий могут привести к упорядочиванию стереотипов и трактовке их как присущих женщине недостатков. Чрезмерное подчеркивание гендерных различий станет “оружием против женщин”, предупреждала социолог Джессе Бернард. При изучении различий основное внимание, как правило, уделяется той группе, которую рассматривают как отклоняющуюся от нормы. Например, при обсуждении “пропасти между полами” во время американской предвыборной капании комментаторы удивлялись тому, что большинство женщин голосует за демократов, но не пытались объяснить, почему большинство мужчин голосует за республиканцев.
Начиная с 1980-х годов, ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались “углубить представления о равенстве полов”, опровергая раздутые стереотипы. Затем, в 1980-е и 1990-е годы, многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем “существенные” поведенческие, изучаемые в остальных областях психологии.
Теперь давайте, сравним свойственный мужчинам и женщинам характер социальных взаимоотношений, а также их доминантность, агрессивность и сексуальность. Описав различия между полами, покажем затем, как можно их объяснить в рамках эволюционистского и культурного подходов. Отражаются ли в гендерных различиях тенденции, продиктованные естественным отбором? Или эти различия порождены культурой? ([4] стр. 228 - 229)
Подходы к изучению лидерства
Подход с позиции личных качеств.
Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями ...
Почему детская речь называется автономной?
Это потому, что она построена, как бы по собственным законам, отличным от законов построения настоящей речи. У этой речи другая звуковая система, другая смысловая сторона, другие формы общения и другие формы связывания. Поэтому она и получила название автономной. ...
Введение.
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3 – 4 годам ребёнок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерност ...