Идея свободы и сотрудничестваСтраница 5
Да, и такая трудность есть, быть может, главная: воспитанные в системе карательности, многие ученики уже разучились понимать доброе человеческое слово и признают только силу и насилие. Да, это так.
Но какой же из этого вывод? И не рваться? И не стремиться? Доживать дни до пенсии, ни на что не надеясь? Противники педагогики сотрудничества зовут вас именно к этому. Сторонники ее говорят: есть надежда! Обстоятельства можно переменить. Пути и способы перехода к сотрудничеству определены, их можно вызнать, ими можно овладеть!
И во всяком случае важно понимать, на каком свете ты живешь, за кого ты, какой смысл имеет то, что ты делаешь. Еще и еще раз: или педагогика кары и наказания, совершенно бессильная, или педагогика сотрудничества – третьего нет. Пускаются в рассуждения типа: метод-де не имеет значения, важна культура; у каждого свой метод, важна личность и только личность.
Снова то же самое: вам говорят, коль скоро у вас не хватает культуры и не выдающаяся вы личность, то и сидите молча, ничего у вас не получится.
Но нет же! Личность, культура и профессионализм (знание методик) неразрывны, и сегодня именно методики – главное звено в этой цепи, потому что они доступны, они определенны, их можно распространять, и они меняют характер учителя, заставляют его тянуться к культуре. Странно, что в конце ХХ века приходится доказывать необходимость науки, необходимость педагогических знаний, необходимость постижения нового.
ГЛАВНОЕ ОБВИНЕНИЕ против педагогики сотрудничества, постоянно и нудно повторяемое, состоит в том, что она будто бы против дисциплины, требовательности, порядка.
Нет дисциплины? Да придите к С.Лысенковой, да постойте в дверях класса Е.Ильина, да посидите за партой у Ш.Амонашвили, да приезжайте на любой коммунарский сбор – всюду такая дисциплина, какая и в самом сладком сне не снилась ни одному стороннику карательной педагогики.
Но это дисциплина другого рода. Ее источник не учитель, как бы авторитетен он ни был, а труд. Сотрудничество имеет корнем труд, трудом держится, к труду зовет, трудом награждает.
В этом разница. Карательная педагогика трудом наказывает, педагогика сотрудничества трудом награждает. Карательная педагогика толкает к труду, сотрудническая – зовет к труду. Вот два главных орудия двух педагогик: у карательной педагогики – наказания, у педагогики сотрудничества – успех.
Педагогика сотрудничества это:
1. Индивидуальная работа.
2. Соревновательная.
3. Кооперативная.
Основные элементы обучения сотрудничества:
1. Работа ученика контролируется учителем.
2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.
3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).
На доске: Правила поведения при групповой работе.
1. Каждое предложение должно состоять из короткого предложения.
2. Определение должно быть ясным, чтобы каждый понял различия между правилами.
3. Быть корректным по отношению к товарищу (гражданину).
Качества гражданина:
1. Уважение и терпимость к другим.
2. Личная свобода.
3. Равенство.
4. Справедливое отношение к другим.
5. Участие в жизни общества.
6. Уважение закона.
7. Мышление: открытое, критическое.
Наиболее распространенные тесты для исследования личности
1. Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в э ...
Выводы
Анализируя полученные данные мы пришли к выводу о том, что на такой важный фактор как решение многих студентов выбрать специальность «психология» повлияло не сколько склонность их интересов к этой науке, сколько влияние каких-либо жизненных факторов, проблем и ситуаций.
Поскольку уровень заинтересованности студентов непосредственно в п ...
Описание методов работы с семьей
Знакомство с семьей
происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очно - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется ...