История проблемы изучения индивидуальности в психологии. История
изучения индивидуальности в зарубежной психологииСтраница 1
Интерес к проблеме индивидуальных различий прослеживается уже в работах древнегреческих и древнеримских философов и врачей (Гиппократа, Феофраста, Галена). Исследователей того времени интересовал, главным образом, вопрос взаимосвязи психики и анатомо-биологических особенностей человека. Практически до второй половины XIX века идеи об индивидуальной неповторимости человека представляли собой умозрительные рассуждения, основанные на житейских наблюдениях или медицинской практике. Позже в связи с внедрением в психологию эксперимента и изменением ее методологических оснований, исследования индивидуальных различий становятся более фундаментальными и доказательными. Появляется отдельная область психологического знания, занимающаяся изучением индивидуальных различий людей - дифференциальная психология. Её зарождению современная наука обязана западноевропейским ученым, в первую очередь, англичанину сэру Френсису Гальтону, французскому исследователю Альфреду Бине, немецкому психологу Вильяму Штерну.
Начало научного изучения индивидуальности связано, прежде всего, с именами английского ученого Френсиса Гальтона и немецкого Вильяма Штерна.
Ф. Гальтон был первым, кто сделал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий, собрал большой экспериментальный материал о разных уровнях в структуре индивидуальности и поставил вопрос о происхождении индивидуальных особенностей.
В. Штерн, ученик Г. Эббингауза, в 1900 г. в книге «О психологии индивидуальных различий (идеи к дифференциальной психологии)» впервые ввел в употребление сам термин «дифференциальная психология» для обозначения новой области, «эмансипировавшейся», по его словам, от материнской науки — общей психологии. Впоследствии книга переиздавалась в 1911, 1921 и 1994 гг. под названием «Дифференциальная психология в ее методических основаниях». В предисловии к изданию 1994 г. А. Анастази назвала ее «книгой эпохального значения», а видный немецкий исследователь К. Павлик — «путеводной для психологической науки». В. Штерн впервые ввел понятие дифференциальная психология, сформулировал методологические и экспериментально-методологические подходы, базовые понятия, многие статистические приемы, некоторые из которых верны и сейчас.
Конечно, реальное существование индивидуально-психологических особенностей и их значение в жизни стимулировали изучение их с самых разных сторон — в рамках «характерологии», «этологии», «специальной психологии», «индивидуальной психологии» и т.д. Появились клинические работы Э. Крепелина (1856-1921), работы А. Бине (1857-1912) и др. Несколько позже была издана работа Г.И. Россолимо (1860-1928) «Психологические профили», в которой дано комплексное описание индивидуальности, и многие другие работы.
Реальное существование индивидуально-психологических особенностей и их значение в жизни стимулировали изучение их с самых разных сторон.
Складывались еще две отрасли науки, без которых дифференциальная психология не могла бы развиваться: психологическая диагностика (тестология) и статистика.
Таким образом, в первые десятилетия ХХ века дифференциальная психология вполне сформировалась как самостоятельная область знаний. Однако в последующие годы проблема индивидуальности то выдвигалась на передний край науки, то отрицалась вообще.
Дж. Хирш образно описывает эту ситуацию: «Экспериментально–психологические исследования психологических различий напоминают гамлетовское «Быть или не быть .» Дж. Кеттелл исследовал их, Уотсон хоронил их, Трайтон подчеркивал их важность, Халп минимизировал их значение для теории, Хантер приведен ими в недоумение, Скиннер и его коллеги заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочли фиксировать элементарные софизмы, чем знание о них…».
М.С. Егорова выделяет такую последовательность работ, приведших к оформлению новой отрасли психологии: Ф. Гальтоном были разработаны экспериментальные методики, для изучения индивидуальных различий в восприятии цветов, веса предметов и в скорости реакции на различные стимулы, ставшие первыми тестами умственного развития. Позже А. Бине создал комплекс методик для диагностики памяти, воображения, внимания и других сложных психических процессов. В. Штерном были проанализированы и обобщены имевшиеся в начале XX века знания об индивидуально-психологических различиях и разработана методологическая основа новой психологической отрасли, получившей название "дифференциальная психология", в отечественной литературе начала XX века она обозначалась как «индивидуальная психология»[13].
Классификация способностей
Единой и общепринятой типологии С. в психологии не разработано. В качестве принципов её построения использовались:
различия в основных видах деятельности - инженерные, научные, художественные С. (и более дробно - математические, физические С. и т.п.),
различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельно ...
История изучения индивидуальности в отечественной психологии
Значение проблемы индивидуальности менялось в ходе развития научного знания. В послереволюционные десятилетия абстракции класса, масс, народа полностью заслонили десятилетия живого Я. В конечном счете, это вело к полному растворению личности в коллективе, к разрушению возможностей личного творчества и индивидуальной инициативы, к формир ...
Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков.
Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Е. Винокуров
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...