Ход и результаты исследованияСтраница 4
Таблица 2.2.3. Мотивация правонарушений у подростков и взрослых.
Факторы |
КМ |
ЛО |
ЛН |
А |
ПА |
П |
Группа 1 |
88,0 |
6,0^ |
8,0 |
39,0 |
60,0* |
17,0 |
Группа 2 |
81,0 |
6,0^ |
6,0^ |
23,0 |
17,0 |
57,0* |
Группа 3 |
74,0 |
14,0 |
24,0 |
31,0 |
14,0 |
22,0 |
Группа 4 |
70,0 |
5,0^ |
14,0 |
14,0 |
19,0 |
16,0 |
Взрослые правонарушители ** |
48,4 |
6,5^ |
41,9 |
48,4 |
64,5* |
12,9 |
В таблице данные приведены в процентах. Знаком * обозначено достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) превышение показателей других групп, знаком ^ - достоверно более низкие показатели. Здесь КМ – корыстные мотивы, ЛО – личные отношения, условия, ЛН – личная неприязнь, А – аффектогенные, ПА – психопатическая актуализация, П - подчиняемость; (** - Пережогин Л. О., 2001.)
Если исключить характерный для всех подростков высокий уровень корыстных мотивов, то именно несовершеннолетние группы 1 наиболее соответствуют профилю взрослых правонарушителей с расстройствами личности. В то же время в группе 2 характер мотивов не имеет тенденции к поляризации, что объясняется, вероятно, психической незрелостью подростков из данной группы, отставанием в развитии и несформированностью психических процессов.
У подростков 1 группы отмечалась также большая продуманность правонарушений. Так треть правонарушителей (от общего числа, т.е. около половины от числа планировавших преступления) несовершеннолетних с расстройствами личности и поведения вынашивали планы преступлений более суток (против 6-20% по группам 2-4 соответственно). В тоже время среди подростков первой группы было наибольшее количество лиц, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения (около половины против 20-40% по группам соответственно, различия статистически достоверны (t ³ 2, P £ 0,05) по отношению к группам 2 и 4).
Среднее число правонарушений на одного несовершеннолетнего составило (по группам соответственно): 5,3, 5,8, 3,5, 2,1 штук. Таким образом лидерами оказались подростки с умственной отсталостью и расстройствами личности и поведения (достоверны t ³ 2, P £ 0,05 различия со 2 и 4 группами).
Таким образом, обобщая признаки, характеризующие криминальную активность в различных группах, можно нарисовать следующие групповые портреты несовершеннолетних правонарушителей.
Группа 1. Несовершеннолетние правонарушители с расстройствами личности и поведения.
Им свойственно: совершение большого количества правонарушений, неоднократность привлечения к ответственности, склонность к совершению однородных правонарушений, совершение преступлений преимущественно против незнакомых людей или не физических лиц, совершение преступлений в группе сверстников, в которой правонарушителю с диссоциальным расстройством принадлежит роль лидера, преобладание корыстных мотивов и мотивов психопатической актуализации, предварительное планирование преступлений, носящих в целом продуманный характер.
Группа 2. Несовершеннолетние правонарушители с умственной отсталостью. Они совершают большое количество правонарушений, привлекаются в среднем 2-3 раза к ответственности, склонны к совершению однородных правонарушений, совершают правонарушения против незнакомых людей или не физических лиц, что роднит их с подростками группы 1. Однако, имея склонность к групповым деликтам, они выполняют роль подчиненных, пассивных исполнителей чужой воли, среди мотивов правонарушений у них также доминируют подчиняемость и корыстные мотивы, они редко планируют правонарушения.
Методы выявления акцентуаций
Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включа ...
Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи
(КРС)
Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:
1) в неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше, чем их сверстники в полных семьях;
2) в 22% рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как ...
Задачи социальной психологии и проблемы общества.
Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии — участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, реша ...