RSS Feed

Самосознание личности, «Я - концепция»

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

Самосознание личности формируется очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действие на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возникающие в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5 – 3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ними событий. Начинает осознавать себя как субъект собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6 – 7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании – ребенок начинает смотреть на себя со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризис непосредственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности как периода открытия «Я» для самого себя.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким - то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного образования - «Я – концепции».

«Я – концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует, но и на неосознанном уровне, отражая неосознанные, представления только в переживании установки человека по отношению к себе.

В «Я - концепции» обычно выделяют три основных компонента – когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

1. Когнитивный компонент «Я – концепции» - «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе. Содержание «Я – концепции» характеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

2. Второй компонент - эмоционально-ценностное отношение к себе – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

3. Третий компонент «Я – концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции. Способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

«Я - концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношение к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее влияние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием представлений о ребенке, отношений к нему любящих его людей, прежде всего родителей. Как правило, родители любят ребенка ни за какие – то особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он – это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я – концепция» сама приобретает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие.

Таким образом, в процессе жизни человека «Я - концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я - концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я – концепции» обеспечивает внутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени. Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важны для него и оперативно изменять отношение к себе, представлений о себе. Поэтому «Я – концепция» одновременно и достаточно устойчивое, динамично изменяющееся образование. [4]


Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?» Е. Винокуров Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...

Автономная речь. Понятие автономной детской речи.
Прежде чем перейти к настоящему языковому периоду, ребенок начинает говорить на своем, понятном только ему и близким людям, своеобразном языке. Любая мать сталкивается с первыми «гу», «абу», «ав», «гули», «мо – мо» и пр., а ведь это своеобразный язык ее малыша, который называют «автономной детской речью». Это первые шажки в развитии дет ...

Психологическая структура деятельности
Интересы психологического анализа деятельности требуют выделения в ней таких составляющих, которые позволили бы описать разные уровни психологической регуляции, обнаружить их взаимосвязи и взаимопереходы. А. Н.Леонтьев выделяет в деятельности следующие структурные компоненты. 1. Собственно деятельность, или особенная деятельность — это ...