Какого человека можно называть личностью?
Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью…Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активность, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная»1 форма поведения».[2]
Таким образом, человек, достигший определенного уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т. е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.
Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовлетворения и никому своих картин не показывает.
Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому, что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.
Многие ученые (А.П. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей из тех, кто ее осуществляет.
Вывод
Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. ...
Дайте общую хар - ку переходной фазы от стадии развития перцептивной
психики к стадии интеллектуальной.
Переходная стадия от перцепт - ой к интеллектуальной: Живот с зачатками коры ГМ. Демонстрируют зачатки интел - ой деят - ти, т. е. структкрированно, с выделением действий. - забота о детенышах, - проявление у детенышей игровой ф - ции, - возможность своеобразной формы общения с человеком, друг с другом и животными др вида. ...
Интеллектуальные способности
Итак, успешность деятельности традиционно принято соотносить со способностями. Отсюда:
интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы).
Например, способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из ...