Беседа 1
30 мая 1999 года.
Клиент: Т.
Пол женский, 21 год.
Т
: Мне страшно доверять людям. Я боюсь поверить кому-то, а потом ошибиться и расплачиваться за свои ошибки…
С:Где в теле ты чувствуешь этот страх?
Т:В сердце.
С:На что он похож?
Т:Это черный комочек, а в нём игла.
С:Как ты относишься к нему?
Т:Он неприятен мне.
С:А что игла делает этому комочку?
Т:Колет, вонзается туда-сюда, очень больно, и в сердце тоже.
С:Что тебе хочется сделать с этой иглой?
Т:Вытащить её.
С:Можешь сделать это. Вытащи её из комочка и поставь перед собой.
Т:Она стала такая огромная, тонкая, острая.
С:Я предлагаю тебе стать ею.
Т:Хорошо, я – игла (встает на её воображаемое место).
С:Игла, что ты делаешь Т?
Т(в роли иглы): Смеюсь над ней.
С:Зачем?
Т(игла): Мне хорошо от этого, просто кайф.
С:Танечка, стань, пожалуйста, собой и скажи, что ты чувствуешь, когда над тобой смеётся игла?
Т:Я чувствую, что падаю в глазах окружающих и, прежде всего, в своих глазах. Страдает моё самолюбие, я чувствую себя униженной. Я никому не доверяю…
С:Попробуй вспомнить, не приходилось ли тебе бывать в таких ситуациях, когда над тобой смеялись, и ты чувствовала, что ты – ничтожество?
Т:Да, в голову приходит мой учитель из начальной школы. Он был очень строгим и властным, подавлял. Это было в первом классе. Я плохо училась и чувствовала себя ни на что не способной. Это было невыносимо, и я решила доказать всем, что я лучше, №1 в классе.
С:Предлагаю тебе представить эту маленькую Танечку и учителя, как будто он стоит напротив тебя. Что ты чувствуешь по отношению к нему?
Т:Это ненависть, точно. Хочу его пинать ногами по почкам, хочу, чтобы его уволили!
С:Я разрешаю тебе сделать это.
Т:Да, я бью его, ненавижу!!!
С:Найди образ этого чувства, может быть, запах или звук.
Т:Это сверкающая молния, она пахнет жженой резиной, а звук как будто пилят по металлу.
С:Усиливай их, слушай и нюхай.
Т:Молния порождает огонь, он жжет…
С:Что он хочет жечь?
Т:Тот черный комочек.
С:Позволь ему сделать это.
Т:Он сгорает, его больше нет.
С:А что происходит с иглой?
Т:Теперь я чувствую её во всём теле.
С:Вытащи её и поставь рядом. Теперь давай немного отвлечемся и поговорим о твоем недоверии. Представь, пожалуйста, всех вместе тех, кому ты боишься довериться.
Т:
О! Это огромный монстр. У него столько самомнения!
С:
Где в нем оно располагается?
Т:
Везде внутри него, оно заполняет его как воздух.
С:
Вдыхай его.
Т
(вдыхает): Он стал очень маленьким. А мне трудно дышать.
С:
Почему?
Т:
Очень много этого «воздуха»! Он переполняет меня!
С:
Предлагаю тебе направить эту энергию на позитивные аспекты твоей жизни: на здоровье, работу, учебу.
Т:
Да, очень хорошо, но все равно ещё что-то остаётся. Можно поделиться «этим» с другими?
С:
Можно, если тебе этого хочется.
Т: Я дарю людям…
С:
Давай вернемся к игле. Что ты чувствуешь к ней?
Т:
Ничего.
С:
Она ещё нужна тебе?
Т:
Нет.
С:
Скажи ей, что она уволена.
Т:
Она испарилась.
С:
Ты все ещё чувствуешь боль и страх в сердце?
Т:
Нет, мне так непривычно…
С:Давай представим ситуацию: ты захотела кому-то довериться.
Можешь ли ты сделать это, не боясь ошибиться?
Т:
Мне кажется, что да.
От клиента исходил запрос на решение проблемы страха доверия людям, в частности, при более конкретном выяснении, стало понятно, что главная трудность заключается в доверии мужчинам.
Образ иглы в сердце как фаллический символ свидетельствовал о боли, обиде, причиненной мужчиной. Сначала я предположила, что это следствие несчастной любви или измены со стороны молодого человека. Но данная гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что доверять не может «внутренний ребёнок», который в детстве был подвергнут унижению со стороны учителя. Чувство ненависти зафиксировалось в образе иглы. Также затрагивалась проблема самооценки, т.к. девочка чувствовала себя униженной, «не такой», неполноценной. Т. выразила злость по отношению к школьному учителю. Но игла исчезла только после того, как Т. вернула себе самоуважение, чувство собственной значимости или, по её словам, «самомнение».
Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн)
Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудно ...
Корпоративный психомониторинг
Корпоративный (внутрифирменный) психомониторинг
персонала – это оценка, профподбор, обучение (тренинг) и прогнозирование успешности деятельности персонала по психофизиологическим критериям работника применительно к требованиям конкретной должности в единой системе стандартов и подходов. Применение методов корпоративного психомониторинг ...
Этапы становления педагогической психологии
Первый этап
— с середины XVII в. и до конца XIX в.— может быть назван обще-дидактическим с явно «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику», согласно Песталоцци. Этот период, прежде всего представлен именами самого Яна Амоса Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778),
Иоганна Песталоцци (1746-1827),
Иоганна Ге ...