RSS Feed

Беседа 3

21 июля 1999 года.

Клиент: М.

Пол женский, 18 лет.

М:

Если я ложусь спать одна дома, то чувствую сильнейший страх. Мне кажется, что вот-вот в окно кто-то постучит, и я вся цепенею…

С:

Как ты думаешь, кто это может быть?

М:

Это мертвецы! Больше всего на свете я боюсь трупов…, моргов и кладбищ. Даже рядом с ними не могу находиться.

С:

Представь, пожалуйста, что ты идешь по ночному кладбищу.

М:

О, это ужасно…

С:

В какой части тела ты чувствуешь ужас?

М:

В сердце.

С:

Перемести его на этот стул. Как он выглядит?

М:

Это большой белый шар. Когда он рядом, мне страшно. Он ужасает меня. Я беззащитная…

С:

Не напоминает ли тебе это состояние какую-нибудь ситуацию из прошлого?

М:

(дрожащим голосом)

Сейчас я вспомнила, что когда мне было 13 лет, мой старший брат закрыл меня в комнате с умершей бабушкой. Я очутилась одна в темноте, светила луна. Увидев её труп на столе, я закричала, но никто не услышал…

С:

И с тех пор ты стала пугать себя мертвецами?

М:

Так и есть. (грустно улыбается)

С:

Вернёмся к белому шару. Стань им. Что ты хочешь от М, шар?

М

(от лица шара):

Пугать её, это моя роль.

С:Шар, что ты говоришь М?

М(в роли шара, громко восклицает):

Не шляйся!!! (Мы обе смеёмся)

С:

Чья это фраза?

М:

Мамина. Точно, она всегда, запрещая мне поздно возвращаться домой, запугивала. Ведь я слушаюсь только тогда, когда мне страшно.

С:

Стань, пожалуйста, М. Предлагаю тебе дать почувствовать шару то же, что чувствуешь ты, когда пугаешься. Представь, что он идет по кладбищу. Пусть твой страх из сердца лучом передается шару. Что с ним происходит?

М:

Он уменьшается.

С:

Отлично, продолжай этот процесс. Передай ему весь страх.

М:

Мне уже жалко его…Он такой испуганный, несчастный…

С:

Хочешь ли ты проявить к нему добрые чувства?

М:

Да, очень. Я обнимаю его, жалею.

С:

Продолжай столько, сколько тебе хочется.

М:

Он радуется. А сейчас он прыгнул ко мне в сердце.

С:

Он нравится тебе?

М:

Очень.

С:

Согласна ли ты всегда быть с ним и принять как часть себя?

М:

Да. Теперь он будет действовать, только если мне действительно грозит опасность.

С:

Хорошо, давай представим, что ты оказалась на кладбище ночью…

М:

Это удивительно: мне совсем не страшно.

С:

А как насчёт того, чтобы переночевать одной?

М:Я бы с удовольствием сейчас уснула одна в своей постели. Страх исчез. Спасибо.


Значение родительской заботы о потомстве в формир. психики у зрело - и незрелорожд. жив.
Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движением имеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в о ...

Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие: биологизаторские и социологизаторские теории развития психики
Вопросы для самоподготовки: Биологические процессы развития. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн). Биологическое созревание как процесс ...

Образы-воображения
Проблема воображения является одной из самых дискуссионных. В психологии воображение понимается как психический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Выделяются различные приемы трансформации образов: ¨ Агглюкинация; ¨ Ак ...