Беседа 3
21 июля 1999 года.
Клиент: М.
Пол женский, 18 лет.
М:
Если я ложусь спать одна дома, то чувствую сильнейший страх. Мне кажется, что вот-вот в окно кто-то постучит, и я вся цепенею…
С:
Как ты думаешь, кто это может быть?
М:
Это мертвецы! Больше всего на свете я боюсь трупов…, моргов и кладбищ. Даже рядом с ними не могу находиться.
С:
Представь, пожалуйста, что ты идешь по ночному кладбищу.
М:
О, это ужасно…
С:
В какой части тела ты чувствуешь ужас?
М:
В сердце.
С:
Перемести его на этот стул. Как он выглядит?
М:
Это большой белый шар. Когда он рядом, мне страшно. Он ужасает меня. Я беззащитная…
С:
Не напоминает ли тебе это состояние какую-нибудь ситуацию из прошлого?
М:
(дрожащим голосом)
Сейчас я вспомнила, что когда мне было 13 лет, мой старший брат закрыл меня в комнате с умершей бабушкой. Я очутилась одна в темноте, светила луна. Увидев её труп на столе, я закричала, но никто не услышал…
С:
И с тех пор ты стала пугать себя мертвецами?
М:
Так и есть. (грустно улыбается)
С:
Вернёмся к белому шару. Стань им. Что ты хочешь от М, шар?
М
(от лица шара):
Пугать её, это моя роль.
С:Шар, что ты говоришь М?
М(в роли шара, громко восклицает):
Не шляйся!!! (Мы обе смеёмся)
С:
Чья это фраза?
М:
Мамина. Точно, она всегда, запрещая мне поздно возвращаться домой, запугивала. Ведь я слушаюсь только тогда, когда мне страшно.
С:
Стань, пожалуйста, М. Предлагаю тебе дать почувствовать шару то же, что чувствуешь ты, когда пугаешься. Представь, что он идет по кладбищу. Пусть твой страх из сердца лучом передается шару. Что с ним происходит?
М:
Он уменьшается.
С:
Отлично, продолжай этот процесс. Передай ему весь страх.
М:
Мне уже жалко его…Он такой испуганный, несчастный…
С:
Хочешь ли ты проявить к нему добрые чувства?
М:
Да, очень. Я обнимаю его, жалею.
С:
Продолжай столько, сколько тебе хочется.
М:
Он радуется. А сейчас он прыгнул ко мне в сердце.
С:
Он нравится тебе?
М:
Очень.
С:
Согласна ли ты всегда быть с ним и принять как часть себя?
М:
Да. Теперь он будет действовать, только если мне действительно грозит опасность.
С:
Хорошо, давай представим, что ты оказалась на кладбище ночью…
М:
Это удивительно: мне совсем не страшно.
С:
А как насчёт того, чтобы переночевать одной?
М:Я бы с удовольствием сейчас уснула одна в своей постели. Страх исчез. Спасибо.
Значение родительской заботы о потомстве в формир. психики у зрело - и
незрелорожд. жив.
Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движением имеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в о ...
Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие:
биологизаторские и социологизаторские теории развития психики
Вопросы для самоподготовки:
Биологические процессы развития. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).
Биологическое созревание как процесс ...
Образы-воображения
Проблема воображения является одной из самых дискуссионных. В психологии воображение понимается как психический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Выделяются различные приемы трансформации образов:
¨ Агглюкинация;
¨ Ак ...