Введение
Актуальность темы:
В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [18].
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание – не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7].
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.
Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн [17], Н.Ф. Добрынин [7], Л.С. Выготский [3], П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов [13], Г.А. Урунтаева [21], Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие.
Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко
Наиболее эффективным инструментом развития внимания в старшем дошкольном возрасте является игра. Игра, как основной вид деятельности, интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, что очень важно для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
В нашем исследовании выдвигается следующая гипотеза
: если при проведении работы с детьми, по развитию внимания использовать игровые приемы, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, и тем самым повысит обучаемость. А так же облегчит им процесс адаптации при поступлении в школу.
Цель
нашего исследования:
выявить эффективность применения игровых приемов в психологической коррекции внимания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи шестилетнего возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
2) Изучить специфику внимания детей шестилетнего возраста и создать таким образом базу для предпринятого исследования;
3) Исследовать внимание детей с нарушением речи шестилетнего возраста.
4) Апробировать игровые приемы по развитию внимания у дошкольников
Объектом
нашего исследования выступает внимание детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предметом исследования
является развитие внимания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с помощью игровых приемов.
Методологическим основанием
для разработки этой проблемы послужили концепция Павлова И. П. о рефлекторной деятельности, положения Сеченова И. М., Ухтанского А. А. о физиологических основах внимания; теории Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. о прикладных исследованиях внимания; концепции Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. об исследовании внимания с учётом возрастных особенностей.
Методы исследования:
анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Практическая значимость исследования:
составлен комплекс диагностик для исследования внимания детей старшего дошкольного возраста, а также подобраны специальные игры для развития внимания дошкольников, которые могут использоваться в логопедических группах детских образовательных учреждений.
Структура работы:
выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 25 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.
Предсознательное
Строго говоря, предсознательное - это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.
Предсознательное включает элементы психики, которые доступны сознанию. ...
Сходство и различия концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского
Ж. Пиаже и Л.С. Выготский посвятили свои жизни изучению того, как человеческие существа достигают способности конструировать и обмениваться теоретическими представлениями о мире и друг о друге. Каждый предложил эпистемологию, признающую развивающуюся природу этих теоретических построений. Однако эти великие ученые, при всей широте их ми ...
Основные
Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Наблюдение имеет следующее основные области применения: 1) анализ поведения при систематических изменениях ситуа ...