Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
У ребенка с высоким уровнем тревожности укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать включения в группу играющих. Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно и постепенно вводить ребенка в игру. Иногда нужно приглашать близкого товарища или подругу. Привыкнув к парной игре, дети легче войдут в играющий коллектив.
Очень частым проявлением детской тревожности становятся страхи. Под влиянием прочитанных сказок, просмотренных кинофильмов дети начинают бояться темноты, им представляются устрашающие образы. Дети подолгу не могут заснуть, плачут, требуют постоянного присутствия взрослого. Иногда у детей возникают состояния общей повышенной тревожности, что бывает в семьях, где ребенка воспитывают чрезмерно строго или запугивают, желая добиться послушания.
Для борьбы с подобными страхами можно использовать игру, вводя в нее устрашающий персонаж. Дети, у которых есть, например, страх бабы-яги или Кощея, могут принять участие в игре по сюжету «поход к Кощею и бабе-яге». Для этого можно построить замок Кощея, избушку на курьих ножках. Потом надо отправиться в путь, а на пути пройти несколько препятствий. Перейти через воображаемый темный лес, глубокую речку. Можно использовать в игре маски или кукол. Обязательно надо позволить ребенку быть воинственным, угрожать Кощею. Полезно поменяться ролями, чтобы ребенок сам побыл Кощеем или бабой-ягой. После чего надо изменить игровой сюжет так, чтобы устрашающий образ перестал быть угрожающим. Встречаясь лицом к лицу со своим страхом в присутствии родителей или воспитателей, ребенок приучается преодолевать волнующие его переживания. У ребенка с повышенным уровнем тревожности полезно повышать уверенность в своих силах, самооценку. В этом могут помочь подвижные соревновательные игры. Надо постоянно отмечать успехи и достижения ребенка. «Смотри, каким ты стал ловким, вот как у тебя стало здорово получаться!» В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи.
Специалистам хорошо известно, что при лечении любых форм детской нервности успех достигается не тогда, когда удается устранить тот или иной недостаток, симптом, а тогда, когда в какой-то мере удается удовлетворить основные потребности формирующейся личности ребенка, насколько широко открываются перспективы ее развития. Это помогает не только преодолевать уже сложившиеся неблагоприятные формы поведения, но, главное, ликвидировать почву для фиксации новых осложнений развития. Именно игра является движущей силой развития и укрепления всех сторон душевной жизни ребенка.
Главным условием снижения уровня детской тревожности является внушение ребенку чувства уверенности, веры в свои силы, в свою способность преодолевать лежащие на пути препятствия. С самого появления на свет и еще долгие годы ребенок является существом беспомощным, зависимым, скованным в своих действиях и побуждениях. С первых самостоятельных шагов ослабляются цепи постоянной зависимости. Малыш начинает испытывать свои собственные силы, все больше сознавать себя активным существом, способным не только вносить изменения в окружающую его среду, но и влиять на других людей. С этого момента начинается рост его личности, который совершается в тесной связи с возрастанием независимости и свободы, что, к сожалению, встречает обычно наибольшие препятствия в условиях семейной обстановки и семейной педагогики.
Играя с ребенком, родителям необходимо постоянно отмечать любой, даже самый незначительный успех малыша. Не следует забывать положительно оценить выбор игрушек, удачный сюжет, ловкое игровое действие, вдохновенно разыгранную роль. Такие похвалы не избалуют ребенка, упрямыми и капризными становятся обычно не уверенные в себе дети. Совершенно неверно думать, будто ребенок всегда идет по линии наименьшего сопротивления. Наоборот, он любит преодолевать препятствия, любит демонстрировать себе и другим свою силу. Малыш как бы всегда находится в состоянии соревнования. Он добивается определенного места в семье, среди сверстников, добивается признания своей значимости и в своих глазах, и в глазах близких для него людей.
Таким образом, для того, чтобы снизить уровень тревожности ребенка, необходимо, во–первых, выяснить, какие ситуации вызывают тревогу у ребенка, а, затем в игровой форме показать ребенку, что этой ситуации не стоит бояться, помочь ребенку преодолеть свои страхи и тревоги.
Роль игровой деятельности в развитии внимания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием
Игровая деятельность – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте.
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произ ...
Логическая структура мысленного эксперимента
Мысленный эксперимент строится на основе чувственно-наглядного материала, создания образных картин, но логическое обобщение предшествующего опыта субъекта включается в эксперимент в качестве организующего начала. С его помощью происходит упорядочение чувственного материала, его осмысление и необходимый отбор. Мысленный эксперимент дает ...
Семья как персональная микросфера развития ребенка
Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может драматически повлиять на его ожидания, роли, убеждения и взаимоотношения, а также на дальнейший приобретаемый им жизнен ...