Периоды мобилизации адаптационных резервов.
Физиологические и психофизиологические исследования длительного стресса позволили выделить в 1-ой стадии стресса 3 периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям.
1-ый период - активизация адаптационных форм реагирования за счет мобилизации в основном “поверхностных” резервов. Этот период во многом идентичен р-н организма на кратковременное воздействие. Его продолжительность при максимальной субъективно переносимой экстремальности стрессора исчисляется минутами, часами. Первый период стресса у большинства людей отличался стеническими эмоциями, и повышением работоспособности.
Если мобилизационная “по тревоге” адаптационная защитная активность не прекращает стрессогенности воздействия, начинают действовать имеющиеся в организме “программы” перестройки существующей в неэкстремальных условиях “функциональной системности” и становления ее новой формы, адекватной экстремальному требованию среды. Эта перестройка рассматривается как 2-ой период на 1-ой стадии развития стресса. Для него часто характерно болезненное состояние человека со снижением работоспособности. Однако высокая мотивация в этом периоде стресса может поддерживать достаточно высокую работоспособность человека, несмотря на выраженную клиническую симптоматику.
Более того, человеческие (мотивация, установка и т.п.) может за счет временной “сверхмобилизации” резервов, в частности гипофизарно-адреналовой системы, купировать неблагоприятные проявления 2-го периода. “Сверхмобилизация” может быть реализована болезненно у здоровых, непереутомленных людей. При переутомляемости, при болезнях, а также в немолодом возрасте, “сверхмобилизация” при стрессе за счет человеческих побуждений может обострить имеющееся скрытое заболевание, а также вызвать другие болезни стресса (сосудистые, диспластические, воспалительные, психические).
Обращает внимание сходная суммарная продолжительность первых двух периодов стресса в различных экстремальных условиях Если эти условия приближались к предельно переносимым для человека, то суммарная продолжительность этих периодов в совершенно разных стрессогенных условиях в среднем составляла 11 суток. Авторы исследований жизнедеятельности человека в крайне неблагоприятных для него условиях описывают период устойчивой адаптации к этим условиям. Этот период может рассматриваться как 3-й период 1-ой стадии развития стресса. Его продолжительность варьирует в широких пределах (до 20-60сут).
Организационные формы обучения в ВУЗе
Если иметь в виду особенности организации обучения на макроуровне, то выделяются следующие его формы.
Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные заня ...
Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в
юношеском возрасте. Исследование
профессионального типа личности школьников 9 класса
Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить предпочтительный выбор одной из пары профессии, которая для них более привлекательна, и отметить свой выбор в регистрационном бланке. Данные, полученные в ходе исследования, отражены в таблице 2.
Как видно из Рис. 1. (см. П ...
Идея свободы и сотрудничества
Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом “дети”. Педагогика – наука об искусстве сотрудничества.
"Почти все педагоги смотрели на класс с кафедры, искали способы, с помощью ко ...