Понятие аутоагрессии и ее основные особенностиСтраница 4
В исследованиях Р.М. Масагутова изучались гендерные различия в распространенности, возрастной динамике, факторах риска, условиях появления и характере аутоагрессивных действий. Факторы, ассоциированные с суицидальными попытками у подростков обоего пола, имели больше сходств, чем различий. Суицидальное поведение мальчиков коррелировало с агрессивным фантазированием, признаками резидуально-органического поражения головного мозга, нарушением полоролевой идентичности, опытом физического насилия в детском возрасте. Суицидальные попытки девочек сильнее ассоциировались с употреблением психоактивных веществ, совершением правонарушений, опытом перенесенного сексуального насилия и психическими расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Саморазрушительные действия можно классифицировать следующим образом:
· По влиянию на область человеческого бытия:
1. Физические
2. Психические
3. Социальные
4. Духовные
· По структурным характеристикам:
1. Уровневые проявления:
1. Идеаторный
2. Аффективный
3. Внешнеповеденческий
2. По способу реализации:
1. Непосредственные,
2. Расширенные,
3. Опосредованные,
4. Трансагрессивные;
3. По степени произвольности:
1. Осознанные,
2. Неосознанные
· По динамическим характеристикам:
1. По темпу формирования:
1. Острые,
2. Подострые,
3. Хронические
2. По временным показателям:
1. Транзиторные,
2. Рецидивирующие,
3. Персистирующие
3. По типу развития:
1. Стационарные,
2. Прогрессирующие,
3. Регрессирующие,
4. Трансформирующиеся;
· По связи с заболеванием или его обострением:
1. Морбидные
2. Внеморбидные (пре- и постморбидные);
· По влиянию на течение болезни:
1. Условно-негативные
2. Условно-позитивные
3. Условно-нейтральные.
Во многих исследования делается акцент на патологической природе аутоагрессивного поведения (Амбрумова и др, 1971; Амбрумова, Тихоненко, 1980; Кутько и др., 1989; Юрьева, 1998). Благодаря анализу данных исследований, Г.Я. Пилягина, выделяет следующие типологические формы аутоагрессивного поведения и определённые патогенетические особенности их формирования:
1. Суицидальное поведение:
- патобиологическая основа: «включение» программы индивидуального самоуничтожения;
- чаще всего формируется на переходе со стадии резистентности к стадии истощения адаптационного синдрома;
- в виде ответ-реакции наблюдаются смертельные формы поведения (самоубийство, жизнеопасные способы осуществления суицидальных попыток), «туннелизированный» характер мышления, направленный «на подведение жизненных итогов», что будет проявляться в виде резко повышенной когнитивной активности со специфической «стеничной» аффектацией к реализации аутоагрессивного поведения;
- чаще встречается при непсихотических психических расстройствах (на фоне декомпенсации шизоидного, параноидного и ананкастного расстройства личности, эмоционально-поведенческие расстройства на фоне тяжёлых соматических заболеваний и др.); может формироваться при дистимии и депрессивной фазе циклотимии, а также при психотических расстройствах в стадии разрешения психоза, ремиссии или интермиссии;
- личностная патопсихологическая мотивация направлена на достижение добровольной смерти вследствие «отрицательного жизненного баланса»; проявления антисуицидального барьера вытеснены (смерть более привлекательна, чем жизнь),
Изучение специфики активного и пассивного словаря младшего школьника на
примере школы № 170.
Список слов для определения объема словаря.
Методика предназначена для оценки объема активного словаря школьников и подростков.
Необходимость знания состояния активного словаря связана с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, при ряде речевых нарушений возникает отставание в накоплении активного словаря по сравнению со сверстник ...
Психоанализ болезней
Психоанализ симптоматики заболеваний – достоверный метод получения вытесненной из сознания информации о глубинных комплексах и напряжениях личности. Подобная информация может самым серьезным образом скорректировать представления о данном человеке и его перспективных возможностях. Психоанализ болезненных симптомов позволяет также индивид ...
Методические рекомендации по разработке программы самосовершенствования
личностных качеств студентов
Опыт и практика студентов, добившихся выдающихся результатов в самосовершенствовании, свидетельствует о том, что изменения в человеке происходят в том случае, если он работает одновременно в трех направлениях: во-первых, создает новые условия, задействует новые факторы, способствующие личностному совершенствованию; во-вторых, устраняет ...