Факторные модели интеллекта
Предложенные классификации интеллекта являются субстанциональными, т.е. в большей степени теоретическими. Если же придерживаться направления, "что любые психологические конструкты, описывающие психологическое свойство, процесс, состояние, имеют смысл лишь в сочетании с описанием процедуры исследования, диагностики, измерения поведенческих проявлений этого конструкта", что характеризует собой операциональный подход, то мы обратимся к так называемым факторным моделям интеллекта. При факторном анализе мы предполагаем, что за множеством результатов измерений различных психологических величин стоит некий скрытый фактор, в данном случае - интеллект, который мы и стараемся определить, анализируя его внешние проявления.
В.Н. Дружинин предложил следующую схему классификации факторных моделей интеллекта. Условно они разбиты на четыре основные труппы по двум признакам: что является источником модели - умозрение или эмпирические данные; и как строится интеллект - от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.
Таблица 1.
Априорные |
Апостериорные | |
Пространственные одноуровневые |
Д. Гилфорд |
Л. Терстоун |
Иерархические |
Ф. Вернон Д. Векслер |
К. Спирмен |
Рассмотрим их.
Память и пол
Полученные разными авторами данные, свидетельствующие о различиях в памяти между мужчинами и женщинами, неоднозначны. И это во многом зависит от того, что установление межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания.
В исследовании, проведённом психологами ЛГУ ...
Основные направления в психологии
Таблица 2
Основные школы психологии ХХ в. и их представители
Направления
Основатели, представители
Суть теорий
Бихевиоризм
Джон Уотсон
Эдуард Торндайк
Беррес Скиннер
Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики
Психоанализ (фрейдизм)
Зигмунд Фре ...
Психофонология и психонейминг
Психофонология
определяет особенности воздействия фонограммы слова на наше подсознание. Мы все живем в мире звуков, слов, названий (теперь еще брендов и слоганов), и их влияние на нас сильнее, чем цвет и форма. "Правильный" выбор названия в звуковом варианте воздействия вызовет у слушателя нужный и заранее просчитанный побуди ...