Обработка данных социометрического экспериментаСтраница 1
Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.
Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева - девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов - 1 группа, второй круг - 2 группа - 3-4 выборов; третий круг - 1-2 выбора; четвертый круг - ни одного выбора.
Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления "неразделенной любви".
Следующий этап работы - определение диагностических показателей социо-метрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 - "лидеры": 5 и более выборов,
2 - "предпочитаемые" - 3-4 выбора,
3 - "пренебрегаемые" - 1-2 выбора,
4 - "отверженные" - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе.
Иными словами, на сколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
д) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:
а). В результате статусные категории каждого ребенка:
в экспериментальной группе "А":
лидеры - 9 человек.
предпочитаемые - 3 человека.
пренебрегаемые - 8 человек.
отверженные - 5 человек.
в экспериментальной группе "В":
лидеры - 7 человек.
предпочитаемые - 7 человека.
пренебрегаемые - 7 человек.
отверженные - 4 человек.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод (смотри график 3.1): в экспериментальной группе "А" более 50% детей имеют неблагоприятный статус, а 48% относятся к первой и второй статусным группам; в экспериментальной группе "В" более 50% детей имеют благоприятный статус, т. е относятся к первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и четвертый статус.
Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса, очевидно, что: в экспериментальной группе "А" 38% мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры), что на 13% больше, чем в экспериментальной группе "В" (25%); из графика также видно, что: 8% мальчиков экспериментальной группы "А" относятся к предпочитаемым, а в экспериментальной группе "Б" их - 25%; к третьей статусной категории относятся 23% в экспериментальной группа "А" и 33% в экспериментальной группе "Б"; к четвертой статусной категории относятся 31% мальчиков экспериментальной группы "А", что на 4% меньше, чем в экспериментальной группе "Б" (17%).
Понятие и причины неврозов
Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах. По существу это патологическая, чаще всего избирательная, реакция личности на нарушения в микросоциально-психологических отношениях с окружающими людьми [5].
К неврозам относятся толь ...
Исследование типа профессиональной направленности у школьников 9 класса
Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить выбор утверждения (из трех вариантов) которое для него является наиболее значимым, затем вписать букву (А, В или С), соответствующую выбору, в бланк для ответов в рубрике «Больше всего». После, из оставшихся ответов, необход ...
Взаимосвязь темперамента
с экстраверсией – интроверсией
Айзенк в результате многочисленных исследований и анализа большого количества работ других авторов показал, что фундаментальными параметрами структуры личности являются факторы: «невротизм» и «экстраверсия - интроверсия».
Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов ...