Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход (З.
Фрейд)Страница 4
Лекция 4. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития Э. Эриксона
Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона во многом продолжала идеи классического психоанализа.
Э. Эриксон принял идеи 3. Фрейда о трехчленной структуре личности, идентифицируя Id с желаниями и мечтаниями, a Super-Ego — с переживаниями долженствования, между которыми человек постоянно колеблется в мыслях и чувствах. Между ними находится «мертвая точка» — Ego, в которой, по Э. Эриксону, мы более всего и являемся самими собой, хотя и менее всего себя осознаем.
Анализируя с помощью психоисторического метода биографии М. Лютера, М. Ганди, Б. Шоу, Т. Джефферсона и проводя полевые этнографические исследования, Э. Эриксон попытался понять и оценить влияния среды на личность, конструирующие ее именно такой, а не иной. Эти исследования дали начало двум понятиям его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности».
Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на возрастные и другие изменения.
Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь возрастных стадий (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Стадии периодизации по Э. Эриксону
H. Старость (после 50лет) |
Вторичная эго – интеграция (личностная целостность) |
Разочарование в жизни (отчаяние); социально – ценное качество - мудрость | |
G. Зрелость (25-50 лет) |
Творчество (производственный труд) |
Застой; социально – ценное качество – забота | |
F. Молодость (от 18-20 до 25 лет) |
Переживание интимности (близости) |
Переживание изоляции (одиночества); социально – ценное качество – любовь | |
E. Пубертатный (подрост-ковый) и юношеский возраст (генитальная стадия, по З. Фрейду; 12-18 лет) |
Эго – идентичность (личностная индивидуальность) |
Диффузия идентичности (ролевое смешение); социально – ценное качество – верность | |
D. Школьный возраст (стадия латентности; латентная стадия, по З. Фрейду; 5-12 лет) |
Чувство достижения (трудолюбие) |
Чувство собственной неполноценности; социально – ценное качество – компетентность | |
С. Возраст игры (дошкольный возраст; локомоторно – генитальная стадия; фаллическая стадия, по З. Фрейду; 3-5 лет) |
Чувство инициативности |
Чувство вины; социально – ценное качество – целеустремленность (формируется инстанция Сверх – Я как результат преодоления эдипова комплекса) | |
B. Раннее детство (мышечно – анальная стадия; анальная стадия, по З. Фрейду; 2-3 года) |
Чувство автономии |
Чувство сомнения в своих возможностях, стыда, зависимости; социально – значимое качество – основы воли | |
А. Младенческий возраст (орально – сенсорная стадия; оральная стадия, по З. Фрейду; от рождения до года) |
Базовое доверие |
Базовое недоверие к миру (безнадежность); социально – ценное качество – надежда (начало, как у З. Фрейда: стремление к жизни против стремления к смерти (эрос и танатос; либидо и мортидо)) |
Причины и механизмы нарушения внимания
Прежде, чем проанализировать специфику нарушения такого психического процесса как внимание, следует сделать акцент на рассмотрении его сущности.
До человека доходит огромное число раздражений, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Из большого числа возможных движений он совершает лишь некоторые, входящие в сост ...
Биологический интеллект
Еще со времен сэра Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, например, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий (или высокий) порог чувствительности к уровню раздражени ...
Мужской образ в рекламе
В настоящее время, менталитет мужчин в большинстве таков, что они не готовы ассоциировать себя с женственным мужским образом. Поэтому, особенно в товарах массового потребления: дезодоранты, пены и лосьоны для бритья, используется общепринятый образ «настоящего» мужчины – защитник, сильный и мужественный.
Если же пытаться найти зависимо ...