Аддиктивное поведение у наркозависимых подростковСтраница 8
Зависимость наличия невроза от стажа употребления наркотических препаратов
2–3 года 4 и более лет 3% 2%
Со стажем употребления опийных препаратов связана также эмоциональная напряженность аддиктов. Так, в нашем исследовании обнаружено, что наибольший процент молодых людей, злоупотребляющих наркотическими веществами, отличаются высокой эмоциональной напряженностью в период от 1 до 3 лет употребления опиатов. Аддикты, имеющие стаж наркотической зависимости свыше 3 лет, демонстрируют резкий спад напряжения, что подтверждает выдвинутое предположение о смене Мира.
Другими словами, у современного человека возродилась способность противостоять атакам современного мира с помощью изъятия себя из самого себя. По образному выражению Гегеля, человек становится «целым миром представлений, погребенных в ночи Я». Кажется, что злоупотребляющий опийными препаратами человек обладает стремлением создать пространство, в котором боль может рассматриваться как иллюзия, имеющая отношение к реальности, которой на самом деле нет. Единственной ниточкой, связывающей такого человека с миром, выступают сигналы, идущие от сердца. Сердце как специфическая категория в объяснении мира и человеческой жизни представляет собой центр и целостное начало душевной жизни. Ведь индивидуальность человека заключена как раз в переживаниях, чувствах и реакциях человеческого сердца. Сердце как анатомический орган является средоточием центральной и симпатической нервной системы. Бу~ дучи обращенным и к центру, и к периферии человека, сердце становится гарантом целостности pi индивидуальности личности. О данной тенденции писал М. Хайдеггер, считая мысль сердца основанием рассудочной деятельности. Мысль восходит к древнегерманскому слову «Gedanc», что и означает «душа, сердце». «Внутренние и невидимые сферы сердца являются не только более внутренним, чем внутреннее рассчитывающего представления, и потому более невидимым, но оно одновременно простирается дальше, чем область только изготовляемых предметов. Только в невидимой глубине сердца человек расположен к тому, что является любимым, – к предкам, умершим, детству, грядущему». Поэтому, как только аддикт «теряет стремление к одиночеству, он с неистовой силой устремляется к поиску любви».
Но ранний детский опыт человека с наркотической зависимостью чаще всего негативен, безрадостен и ущербен, их «сознание застыло в постоянном ожидании любви и ласки», поэтому поиски приводят к страданию и боли, лекарством от которых выступает героин или его заменители. Так «неудовлетворенность порождает негодование, которое подавляется и «загоняется» внутрь, преобразуется подсознанием и начинает диктовать личности собственные условия,… саморазрушительные импульсы принимают форму постоянной озабоченности, которая, в свою очередь, приводит к логическому результату, то есть к полному уничтожению личности».
Таким образом, осмысление болезни и себя в ней у аддиктов чаще, чем у других когорт исследованных пациентов происходит осознанно, включая механизм рефлексии. Пройдя путь от эмоционального переживания, окрашенного болью, через попытки приспособиться к реальному миру, наркотически зависимая личность переосмысляет свое место в социуме, отказываясь от овладения как своим внутренним, так и внешним миром.
Переосмысление – это «точка кристаллизации», а в рамках нашей концепции – точка бифуркации, перевертывающая всю картину мира наркотически зависимой личности.
Предыстория антропологического подхода к объяснению преступности
Идеи о связи тела и души высказывались задолго до Ч. Ломброзо. Пожалуй, наиболее древней областью познания в этом отношении была хиромантия, которая претендовала на то, что изучая руку человека, можно определить его характер и предсказать будущие поступки. Отдельные высказывания на эту тему мы находим у Гиппократа, Платона, Аристотеля, ...
Мысленный эксперимент как объективный метод
исследования
Реальный эксперимент обычно имеет ограниченную сферу применения. Иногда он не осуществим по экономическим соображениям или в связи с его сложностью. Часто материальный эксперимент не дает желаемого результата, поскольку его возможности ограничены уровнем развития знания и техники. Только мысленный эксперимент, в котором логическое мышле ...
Интеллектуальное тестирование
Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем оценивалось развитие таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила в ...