Отрасли современной психологии и их предметСтраница 1
Рис. 3. Отрасли современной психологии
Таблица 1
Предметы отраслей психологии
№ |
Отрасль психологии: |
Изучает: |
1. |
Возрастная психология |
Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни |
2. |
Детская психология |
Развитие ребенка от рождения до 11 лет |
3. |
Психология подростка и юности |
Развитие детей 11-17 лет |
4. |
Психология взрослого |
Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости |
5. |
Геронтопсихология |
Особенности пожилых людей и старости |
6. |
Педагогическая психология |
Психологические закономерности обучения и воспитания человека |
7. |
Психология обучения |
Основы дидактики, методик, программированного обучения |
8. |
Психология воспитания |
Основы воспитания, психологию ученического коллектива |
9. |
Психология учителя |
Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей |
10. |
Психология познания |
Психологические познавательные процессы |
11. |
Социальная психология |
Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения |
12. |
Психология личности (дифференциальная психология) |
Характер, индивидуальные различия, способности |
13. |
Психология труда |
Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) |
14. |
Экономическая психология |
Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений |
15. |
Политическая психология |
Субъективно-мотивационные компоненты политики |
16. |
Психология торговли |
Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды |
17. |
Психология творчества |
Особенности творческой личности, активизацию интуиции |
18. |
Космическая психология |
Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма |
19. |
Авиационная психология |
Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов |
20. |
Инженерная психология |
Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» |
21. |
Медицинская психология |
Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного |
22. |
Нейропсихология |
Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами |
23. |
Психофармакология |
Влияние лекарств на психику |
24. |
Психотерапия |
Психическое воздействие лечения на больных |
25. |
Психогигиена |
Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей |
26. |
Специальная психология |
Отклонения в развитии психики |
27. |
Юридическая психология |
Психологические вопросы реализации прав человека |
28. |
Судебная психология |
Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу |
29. |
Криминальная психология |
Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления |
30. |
Зоопсихология |
Психику и поведение животных |
31. |
Сравнительная психология |
Сопоставление психики животных и человека |
Дивергентные способности
Дивергентные способности (или креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является гот ...
Общая характеристика ведущего канала восприятия. Ведущий
канал восприятия: понятие, виды
По Андриенко Е.В. межличностное восприятие- процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками. Сущность восприятия заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. [3; 203]
Восприятие может быть определено как процесс получения из окруже ...
Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие:
биологизаторские и социологизаторские теории развития психики
Вопросы для самоподготовки:
Биологические процессы развития. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).
Биологическое созревание как процесс ...