Психические познавательные процессы. Ощущения и восприятие
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы– это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Ощущения -
отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Виды ощущений:
Зрительные - рецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).
Слуховые - рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).
Обонятельные - рецепторы находятся в верхней части носовой полости.
Вкусовые - рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.
Кожные (тактильные, температурные, болевые) - рецепторы находятся в коже и органах.
Статические (движение, положение тела) - рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.
Органические (голод, жажда, половые, болевые) - рецепторы находятся во внутренних органах.
Экстероцептивные - рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире.
Интероцептивные - рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма.
Проприоцептивные - рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела.
Восприятие
- целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.
Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Выделяется четыре уровня восприятия
:
1)
обнаружение
– констатируется факт: есть ли раздражитель?
2)
различение – формирование образа из ощущений;
3)
идентификация
– сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);
4) опознание –
отнесение объекта к определенному классу объектов,
воспринимавшихся ранее.
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психики человека.
Виды восприятия:
Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание).
Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.
Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением).
Восприятие времени – воздействия, возбуждающие организм, ускоряют время (кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин). Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, - как быстро прошедший период.
Свойства восприятия:
Целостность - способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое.
Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Осмысленность - способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность.
Избирательность - способность выделять объект или его часть из общего фона.
Предметность - способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов.
Константность - способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.
Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).
Исследовательская работа. Материалы и методы
исследования. Описание групп
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 9-10 лет, учащихся 3-4-х классов специализированной школы №69 с углубленным изучением английского языка.
В исследовании так же приняли участие их родители: в полных семьях – 1 ...
Конституциональная психология Кречмера и Шелдона
Для "человека с улицы" внешние характеристики его собратьев по роду человеческому открывают многие аспекты личности. "Хорошо известно", что толстые люди веселы и ленивы, худые - застенчивы и угрюмы, что рыжие волосы означают яростные и скоропреходящие вспышки злобы.
Можно составить большой словарь таких утверждений ...
Особенности психодиагностики дошкольников
Психологическая диагностика – основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические м ...