RSS Feed

Темперамент, характер, способности
Страница 5

Психологические материалы » Психология и педагогика » Темперамент, характер, способности

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, болтливость, способность убеждать других, сентиментальность, склонность к общественной работе, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, по ведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

Д. Роттер

считал, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа характера:

экстернал — человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей и т. п.;

интернал — человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Классификации черт характера:

- по психическим процессам (эмоциональные, волевые, моральные, интеллектуальные);

- по направленности личности (отношение к окружающему миру, к делу, к людям).

Вариативность черт характера проявляется не столько в их качественном многообразии, сколько в количественной выраженности. Когда она достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера

, означающая чрезмерную выраженность его отдельных черт или их сочетания. Считается, что это крайний вариант нормы поведения.

В современной психологии для систематизации акцентуированных черт характера в большинстве случаев используется подход, разработанный К.Леонгардом

, который выделил следующие тринадцать видов:

• циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом протекания;

• гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией не доводить начатое дело до конца;

• лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

• астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;

• сензитивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

• психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям;

• шизоидный – отгороженность от внешнего мира, замкнутость, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания;

• эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде ярости и гнева;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методические рекомендации по разработке программы самосовершенствования личностных качеств студентов
Опыт и практика студентов, добившихся выдающихся результатов в самосовершенствовании, свидетельствует о том, что изменения в человеке происходят в том случае, если он работает одновременно в трех направлениях: во-первых, создает новые условия, задействует новые факторы, способствующие личностному совершенствованию; во-вторых, устраняет ...

Рекомендации для родителей по обогащению словаря ребенка
Обогащение словарного запаса. Ребенка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребенком, признаки предметов и признаки действий [11]. Психологи отмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить, может выполнять все бол ...

Психологические «пространства» профессионального самоопределения личности
Не всегда люди способны осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека. Например, М. Фельдкрайзер пишет об обществе как о «поле, в котором он (человек) должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах ...