RSS Feed

Межличностные и межгрупповые взаимоотношения
Страница 1

Психологические материалы » Психология и педагогика » Межличностные и межгрупповые взаимоотношения

Взаимоотношения

(межличностные отношения

) - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Взаимодействие

- процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие

- это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Межгрупповое взаимодействие

- процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга. Обычно оно имеет место между частями групп и между целыми группами и выступает как интегрирующий фактор образования различных общностей.

Взаимодействие также может быть различным по форме и содержанию в зависимости от уровней

его осуществления.

Низший уровень взаимодействия - это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенная первоначальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние их друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить всестороннего развития.

Высшим уровнем взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание

- это такая форма взаимодействия индивидов, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможно- го очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой цели.

Социальная перцепция

- это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

1. восприятие членами группы. а) друг друга; б) членов другой группы;

2. восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы»

3. восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы;

4. восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепции

представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

Положение индивида в группе определяется:

Статусом

– положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии.

Системой групповых ожиданий

– совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной группе.

Групповыми нормами

– общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Групповая работоспособность определяется групповой совместимостью –

сочетание психологических особенностей каждого члена группы, которая обеспечивает удовлетворенность деятельностью и ее эффективность.

Страницы: 1 2 3


Методики психодиагностики
Термином "методология" современное научное знание обозначает уровни научного подхода: общая методология (общий философский подход и способ познания явлений действительности); специальная методология (совокупность методологических принципов, которые применяются в конкретной области знаний); совокупность конкретных методов и мет ...

Выводы
Возможные причины внутриличностного конфликта у оптантов: резкая смена сферы интересов (или боязнь этой смены), невозможность воплощение своих желаний в жизнь по причине социальных факторов (давление родителей, субъективное чувство долга), неуверенность в своих силах, незнание содержания профессиональной деятельности, сложность выбора о ...

Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти
Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. ...