Теоретические аспекты изучения психологии аутоагрессивного поведения. Особенности феномена аутоагрессии в психологииСтраница 1
В психологии отклоняющегося поведения особую роль отдается изучению специфических аспектов саморазрушительного поведения личности, которое предполагает намеренное, как осознаваемая или не всегда осознаваемая активность личности в направленном причинении себя вреда. Психологические это выражается в физическом или психическом разрушении нормальной жизнедеятельности личности, и зачастую относится к механизмам психологической защиты.
Так, рассматривая данный феномен Карл Ясперс подчеркивает, тот факт, что феноменологическими и экзистенциальными причинами аутоагрессии становится неспособность индивидуума к социальной адаптации и неуспешность межличностного взаимодействия в своем микросоциуме, т.к. по его мнению, наличие феномена аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей [6, с. 357 – 358].
Н.В. Агазаде указывает на то, что аутоагрессия, как особое проявление в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до самоубийства – общим является саморазрушительное поведение объединяющие следующие виды социальной патологии поведения, как пьянство, алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, выбор экстремальных видов спорта и профессий [1, с. 57]. В свете теории социальной адаптации феномен аутоагрессия проявляется в различных формах дезадаптивных поведенческих реакциях на различные неблагоприятные в физическом и психическом плане жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния [17, с. 102].
Изучение феномена аутоагрессии в клинической и психологии отклоняющегося поведения отмечается значительным многообразием форм и вариаций проявления аутоагрессивного поведения. Внешне аутоагрессия представляет собой широкий континуум поведения, от "весьма хорошего" термин предложен Д. Винникотом, до приводящего к деструктивным физическим и психологическим повреждениям. В общем случае аутоагрессивное поведение рассматривается как вариант агрессивного, при котором субъект и объект действия совпадают. Краткий исторический обзор существования аутоагрессии на протяжении истории человечества обращает внимание на то, что аутоагрессию нельзя признать характерной чертой только какого-то определенного временного периода или какой-либо обособленной социальной группы. Существующие классификации самоповреждающего поведения, рассматривают аутоагрессию как проявление дисфункционального состояния личности с учетом выраженности психопатологии, степени опасности для жизни и уровня социальной адаптации [9, с. 48 – 52].
Так Н.В. Агазаде классифицировал все аутодеструктивные действия следующим образом:
1) по влиянию на область человеческого бытия: физические, психические, социальные, духовные;
2) структурные характеристики:
- уровневые проявления: идеаторный, аффективный, внешнеповеденческий;
- по способу реализации: непосредственные, расширенные, опосредованные, трансагрессивные;
- по степени произвольности: осознанные, неосознанные.
3) динамические характеристики:
- по темпу формирования: острые, подострые, хронические;
- по временным показателям: транзиторные, рецидивирующие, персистирующие;
- по типу развития: стационарные, прогрессирующие, регрессирующие, трансформирующиеся.
4) по связи с заболеванием или его обострением: морбидные, внеморбидные и (пре- и постморбидные);
5) по влиянию на течение болезни: условно-негативные, условно-позитивные и условно-нейтральные [1, с. 142 – 146].
В.Н. Кудрявцева отмечает также, что аутоагрессия подразделяется на прямую и косвенную формы. Так прямая обозначается как гетероагрессия – это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.; косвенная гетероагрессия – угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию [17, с. 122 – 124].
Контрольные вопросы
1) «Правила существуют, чтобы их нарушать». Согласны ли Вы с этим утверждением?
2) Хотели бы Вы стать политическим деятелем? Почему?
3) Как Вы думаете, отличники стараются получить высокую оценку для того, чтобы избежать плохую, или потому, что им интересен сам предмет?
4) Учеба: необходимая ступень на пути получения высшего образова ...
Мысленный эксперимент и наглядное моделирование
Мысленный эксперимент обязательно связан с созданием наглядных моделей некоторых объектов и процессов изменения этих объектов. Воображение в ходе данной формы познания протекает своеобразно, что обусловлено особым содержанием процедур наглядного моделирования.
Достаточно часто воображаемая модель реального объекта выступает как модель ...
Виды эмоциональных процессов и состояний
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмо ...