RSS Feed

Методолого–психодиагностический анализ и интерпретация результатов в психологии аутоагрессивного поведения
Страница 1

Психологические материалы » Психология аутоагрессивного поведения » Методолого–психодиагностический анализ и интерпретация результатов в психологии аутоагрессивного поведения

Исходя из основных научных подходов по изучению феномена аутогрессии и аутоагессивного поведения, как уже было сказано выше под этим подразумевается чаще всего специфическую (патологическую) форму поведения человека, носящую характер результирующей активности, обусловленной психологической, биологической (психической) и социальной дезадаптацией и направленную на изменение этой ситуации путём причинения ущерба своему психическому или физическому здоровью. Дезадаптация проявляется в нарушении способности адекватного приспособления, познавания и взаимодействия с окружающей средой, конфликте внутриличностных потребностей, установок и условий, "запросов" внешней реальности.

Методик, предназначенных для исследования различных форм дезадаптивного поведения множество. Каждая из них имеет свою направленность, и в совокупности, позволяет, использовать в работе целую батарею методик. Проблема исследования дезадаптивного поведения всегда остается актуальной во всех социальных институтах. Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности применяются методы психодиагностики, позволяющие оценить качественные и количественные характеристики психических процессов. Психологический анализ может быть объективным, субъективным и проективным. Объективный диагноз ставится на основе измерения результатов действий испытуемого. Субъективный, строится на самоописании испытуемыми своего поведения в тех или иных ситуациях. Проективный подход в диагностике имеет в виду выявление личностных свойств испытуемого, которые находят отражение в его реакциях на непреодолимые, слабо структурированные стимулы, допускающие любое число неоднозначных ответов.

Рассмотрим наиболее часто используемые в клинических исследованиях личностные тесты по аутоагрессивному поведению (таб. 1).

Таблица 1

Методики изучения аутоагрессивного поведения

Аутоагрессия

1. ОСР для подростков

1.1. Название методики

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуывевой)

1.2. Автор(ы) методики

А.Г. Шмелев, Т.Н. Разуваева

1.3 Год создания

---

1.4. Кол-во вопросов\заданий

29 вопросов с двумя вариантами ответа ("да"\"нет")

1.5. Время на проведение

5 – 10 минут

1.6. Критерии оценки, шкалы

9 шкал: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор

1.7. Группа респодентов

Ученики 8 – 11 классов

1.8. Источник

Диагностика личности / сост. Т.Н. Разуваева. – Шаадринск, 1993. – С. 17

2. СОП для подростков

2.1. Название методики

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

2.2. Автор(ы) методики

А.Н. Орел

2.3 Год создания

---

2.4. Кол-во вопросов\заданий

98 вопросов отдельно для мужчин и для женщин с двумя вариантами ответа ("да"\"нет")

2.5. Время на проведение

25 – 30 минут

2.6. Критерии оценки, шкалы

7 шкал: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению

2.7. Группа респодентов

Ученики 8 – 11 класса

2.8. Источник

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.362-370

3. Самооценка форм агрессивного поведения для подростков

3.1. Название методики

Диагностика состояния агрессии (Басса – Дарки)

3.2. Автор(ы) методики

А.Басс и А.Дарки

3.3 Год создания

в 1957 г.

3.4. Кол-во вопросов\заданий

75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет"

3.5. Время на проведение

15 – 20 минут

3.6. Критерии оценки, шкалы

8 шкал: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

3.7. Группа респодентов

Ученики 8 – 11 класса

3.8. Источник

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Питер, 2002. С.80-84.

4. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях для взрослых

4.1. Название методики

Определение интегральных форм коммуникативной агрессии (В.В. Бойко)

4.2. Автор(ы) методики

В.В. Бойко

4.3 Год создания

---

4.4. Кол-во вопросов\заданий

55 вопросов с двумя вариантами ответа ("да"\"нет")

4.5. Время на проведение

15 – 25 минут

4.6. Критерии оценки, шкалы

11 шкал: спонтанность агрессии, неспособность тормозить агрессию, неумение переключать агрессию, анонимная агрессия, провокация агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, ритуализация агрессии, склонность заражаться агрессией толпы, удовольствие от агрессии, расплата за агрессию

4.7. Группа респодентов

Взрослые в возрасте от 20 – 40 лет

4.8. Источник

Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Академия, 2002. – C.132-135.

Страницы: 1 2


Воображаемая модель и воображаемое представление
Под мысленной (воображаемой) моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция. Поскольку воображаемые модели относятся к классу образов воображения, они обладают некоторыми общими признаками. Сюда относятся такие свой ...

Причины возникновения тревоги
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психолог ...

Описание методики эмоционально-образной трансформации. Активное Воображение
Активное Воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, Активное Воображение – это диалог, ведущийся с различными частями «Я», живущими в бессознательном. В определённом смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек не спит и п ...