Методолого–психодиагностический анализ и интерпретация
результатов в психологии аутоагрессивного поведенияСтраница 1
Исходя из основных научных подходов по изучению феномена аутогрессии и аутоагессивного поведения, как уже было сказано выше под этим подразумевается чаще всего специфическую (патологическую) форму поведения человека, носящую характер результирующей активности, обусловленной психологической, биологической (психической) и социальной дезадаптацией и направленную на изменение этой ситуации путём причинения ущерба своему психическому или физическому здоровью. Дезадаптация проявляется в нарушении способности адекватного приспособления, познавания и взаимодействия с окружающей средой, конфликте внутриличностных потребностей, установок и условий, "запросов" внешней реальности.
Методик, предназначенных для исследования различных форм дезадаптивного поведения множество. Каждая из них имеет свою направленность, и в совокупности, позволяет, использовать в работе целую батарею методик. Проблема исследования дезадаптивного поведения всегда остается актуальной во всех социальных институтах. Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности применяются методы психодиагностики, позволяющие оценить качественные и количественные характеристики психических процессов. Психологический анализ может быть объективным, субъективным и проективным. Объективный диагноз ставится на основе измерения результатов действий испытуемого. Субъективный, строится на самоописании испытуемыми своего поведения в тех или иных ситуациях. Проективный подход в диагностике имеет в виду выявление личностных свойств испытуемого, которые находят отражение в его реакциях на непреодолимые, слабо структурированные стимулы, допускающие любое число неоднозначных ответов.
Рассмотрим наиболее часто используемые в клинических исследованиях личностные тесты по аутоагрессивному поведению (таб. 1).
Таблица 1
Методики изучения аутоагрессивного поведения
Аутоагрессия | |
1. ОСР для подростков | |
1.1. Название методики |
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуывевой) |
1.2. Автор(ы) методики |
А.Г. Шмелев, Т.Н. Разуваева |
1.3 Год создания |
--- |
1.4. Кол-во вопросов\заданий |
29 вопросов с двумя вариантами ответа ("да"\"нет") |
1.5. Время на проведение |
5 – 10 минут |
1.6. Критерии оценки, шкалы |
9 шкал: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор |
1.7. Группа респодентов |
Ученики 8 – 11 классов |
1.8. Источник |
Диагностика личности / сост. Т.Н. Разуваева. – Шаадринск, 1993. – С. 17 |
2. СОП для подростков | |
2.1. Название методики |
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) |
2.2. Автор(ы) методики |
А.Н. Орел |
2.3 Год создания |
--- |
2.4. Кол-во вопросов\заданий |
98 вопросов отдельно для мужчин и для женщин с двумя вариантами ответа ("да"\"нет") |
2.5. Время на проведение |
25 – 30 минут |
2.6. Критерии оценки, шкалы |
7 шкал: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению |
2.7. Группа респодентов |
Ученики 8 – 11 класса |
2.8. Источник |
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.362-370 |
3. Самооценка форм агрессивного поведения для подростков | |
3.1. Название методики |
Диагностика состояния агрессии (Басса – Дарки) |
3.2. Автор(ы) методики |
А.Басс и А.Дарки |
3.3 Год создания |
в 1957 г. |
3.4. Кол-во вопросов\заданий |
75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" |
3.5. Время на проведение |
15 – 20 минут |
3.6. Критерии оценки, шкалы |
8 шкал: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины |
3.7. Группа респодентов |
Ученики 8 – 11 класса |
3.8. Источник |
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Питер, 2002. С.80-84. |
4. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях для взрослых | |
4.1. Название методики |
Определение интегральных форм коммуникативной агрессии (В.В. Бойко) |
4.2. Автор(ы) методики |
В.В. Бойко |
4.3 Год создания |
--- |
4.4. Кол-во вопросов\заданий |
55 вопросов с двумя вариантами ответа ("да"\"нет") |
4.5. Время на проведение |
15 – 25 минут |
4.6. Критерии оценки, шкалы |
11 шкал: спонтанность агрессии, неспособность тормозить агрессию, неумение переключать агрессию, анонимная агрессия, провокация агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, ритуализация агрессии, склонность заражаться агрессией толпы, удовольствие от агрессии, расплата за агрессию |
4.7. Группа респодентов |
Взрослые в возрасте от 20 – 40 лет |
4.8. Источник |
Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Академия, 2002. – C.132-135. |
Воображаемая модель и воображаемое представление
Под мысленной (воображаемой) моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция. Поскольку воображаемые модели относятся к классу образов воображения, они обладают некоторыми общими признаками. Сюда относятся такие свой ...
Причины возникновения тревоги
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психолог ...
Описание методики
эмоционально-образной трансформации. Активное Воображение
Активное Воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, Активное Воображение – это диалог, ведущийся с различными частями «Я», живущими в бессознательном. В определённом смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек не спит и п ...