Основные характеристики человека в юношеском возрастеСтраница 1
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечнососудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.
При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.
Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.
В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость. В его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя "Я-концепция", которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.
Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.
В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания.
В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить.
Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я».
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я».
Самосознание продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет его деятельность, но и изменяет отношение к себе, т.е. изменяется его самосознание.
Таким образом, своеобразие юношеского возраста заключается в том, что в это время происходит активное включение в жизнь общества через развитие и использование способностей в профессиональной деятельности. А это предполагает более высокий уровень воспитанности человека как личности и субъекта учебно-познавательной деятельности, формирование их основных компонентов – характера, способностей, социальной и профессиональной направленности, ценностных ориентации и самосознания. Их тесная взаимосвязь необходима, поскольку определение жизненной позиции, выбор специальности и реализация способностей требуют направленных усилий личности, достаточно развитых волевых черт характера, социальной зрелости.
Нами проводилось исследования особенностей личности студентов Калязинского педагогического училища 15-16 лет.
Гипотеза исследования: при использовании компьютерных технологий для диагностики социально – психологических качеств личности можно выявить некоторые проблемы личностного развития.
Цель исследования: необходимость и продуктивность использования компьютерных технологий в психодиагностике личности студентов.
Предмет исследования: использование компьютерных технологий (или характеристика личности).
Объект исследования: студенты Калязинского педагогического училища в возрасте 15-18 лет.
Задачи исследования:
1. проанализировать литературу по данной теме;
Описание методик сбора эмпирических данных
Метод, используемый для сбора данных – опрос.
Методики, с помощью которых исследовались особенности сторон профессионального самоопределения у лиц юношеского возраста:
1. Опросник Дж. Холланда (см. Приложение 1).
2. Определение направленности личности (ориентационная анкета)
(см. Приложение 2).
1. Опросник Дж. Холланда
Методика яв ...
Топографическая модель психики
В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное [2], [7], [9]. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту “психическую карту" чтобы показать степе ...
Пренатальный Период. Эмбриогенез.
Эмбриональное повед имеет преадаптационное знач. В проц эмбри - за идёт ускор созр - ие отдельных нервных волокон, которые определяют жизненные функции новорожденного (например, сосательные движения). Внутриутробные движения влияют на координацию физиологических процессов, связанных с мышечной деятельностью, и тем самым способствуют под ...