Толкование и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной
сферы супруговСтраница 1
Упрощенная схема социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные представлена в работе Татаровой Г.Г. [27, с. 8]. Она состоит из трех элементов:
1. Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.
2. Методика сбора эмпирических данных, т.е. эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования.
3. Методика обработки данных, т.е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов.
I. 1. В качестве цели нашего исследования мы определили мотивационно-потребностную сферу супругов с разным стажем совместного проживания.
Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Б. Далее в Программе исследования нами определены предмет, объект, цели, задачи, гипотезы исследования (Приложение А).
II. 1. В первой части нашего исследования мы выбрали методику диагностики супружеских отношений на основе теста-опросника по Мюррею (на согласованность базовых потребностей) [8] для каждой пары супругов.
Оценка, самооценка и ожидания — показатели характера супружеских отношений. Мы исходили из того, что супружеский конфликт возникает в результате неудовлетворенности основных потребностей семейной жизни. В основе конфликта может лежать рассогласование между представлениями супругов относительно собственных потребностей и потребностей партнера, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.
Согласованность представлений супругов о семейной жизни. Представления о характере семейных взаимоотношений, причинах и основных сферах проявления конфликта очень часто не совпадают у обоих супругов. В качестве эмпирического показателя такой несогласованности нами введен индекс симметрии (Исм) — отношения симметричных для диады структурных конфигураций (конфликтных или бесконфликтных) к общему количеству структурных конфигураций.
Величина Исм является показателем устойчивости характера отношений между супругами (чем ближе его значение к единице, тем выше устойчивость отношений), а его знак «+» или «-» (симметричность конфликтных или бесконфликтных структур) отражает принадлежность данной пары к группе стабильных или нестабильных семей. Приближение значения Исм к нулю, независимо от его знака, является показателем проблемности отношений между супругами в данной семье.
Результаты теста-опросника по Мюррею (на согласованность базовых потребностей) для каждой семьи представлены в Таблице Г 1 (Приложения Г.). Г. Мюррей в 1938 году описывал мотив (потребность) аффилиации следующим образом:
«Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [Н. A. Murray, 1938, р. 83].
Методика Г. Мюррея, которая была выбрана нами, представляет собой опросник из 14 вопросов. Из двух вариантов ответа, необходимо выбрать один. Классификация мотивов Г.А. Мюррея (от лат. classis – разряд + facere – делать и moveo – двигаю) - модель структуры мотивационно–потребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест.
В качестве основной методики сбора информации нами был выбран тест. Тест - это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
Тест - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых, судят о психофизических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного свойства / психологического качества личности.
Тест - специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и приводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.
Теоретические аспекты изучения психологии аутоагрессивного поведения. Особенности феномена аутоагрессии в психологии
В психологии отклоняющегося поведения особую роль отдается изучению специфических аспектов саморазрушительного поведения личности, которое предполагает намеренное, как осознаваемая или не всегда осознаваемая активность личности в направленном причинении себя вреда. Психологические это выражается в физическом или психическом разрушении н ...
Практическая часть. Самосознание
Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.
Самосознание личности формируется очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, ког ...
Система черт характера
Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности человека: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует с ...