Использование конструирования в коррекции зрительного восприятия детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Значение
конструирования как средства коррекции зрительного восприятия детеСтраница 2
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она даёт возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, например, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребёнок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и др.), но и прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяжённость и др.).
Начиная строить, ребёнок сталкивается с устойчивостью одних деталей независимо от их положения и других только в определённом положении. Он убеждается, что прочность постройки зависит от сочетания в ней деталей. Ребёнок замечает, что в соответствии со свойствами деталей их следует использовать в разных частях постройки: фундамент домика делать из кубиков и кирпичиков, а перекрытия – из пластин. Ребёнок научается определять, из каких деталей состоит постройка и как они расположены относительно друг друга.
Основной принцип обследования предметов состоит в переходе от анализа основных, крупных частей и их взаимоотношений к анализу более мелких частей.
В соответствии с этим принципом общий порядок обследования предметов включает следующие этапы:
1. Определение общей объёмной их формы;
2. Выделение основных частей объекта и определение их формы.
3. Установление пространственного взаиморасположения выделенных частей.
4. Выделение в каждой части составляющих её деталей.
Техника строительства включает общие и специфические умения и навыки. Общие навыки дети применяют по отношению к разному содержанию конструирования, а специфические - для сооружения только отдельных предметов. К общим навыкам относятся те, с помощью которых ребёнок располагает постройку в пространстве в длину, ширину, высоту, ставит материал в разном пространственном положении, замыкает пространство, делает перекрытия. Для каждого строительного материала характерны свои технические приёмы. Например, в работе с металлическим конструктором общим техническим приёмом является соединение деталей с помощью ключа, винта и гайки, а с пластиком – соединение деталей через выступы и углубления.
На основе аналитико-синтетической деятельности ребёнок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 2-3 года это делает взрослый. В 3-4 года ребёнок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга.
Старший дошкольный возраст – ребёнок может провести самостоятельный анализ образца или конструкции, выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведённого анализа.
В 6-7 лет ребёнок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположения частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использована.
Дети идут от подражания к творчеству.
Описание методик сбора эмпирических данных
Метод, используемый для сбора данных – опрос.
Методики, с помощью которых исследовались особенности сторон профессионального самоопределения у лиц юношеского возраста:
1. Опросник Дж. Холланда (см. Приложение 1).
2. Определение направленности личности (ориентационная анкета)
(см. Приложение 2).
1. Опросник Дж. Холланда
Методика яв ...
Изменяющаяся природа семьи. Семья и стресс.
При рассмотрении изменяющейся природы семьи необходимо особое внимание обратить на стресс, переживаемый и родителями, и их детьми. Многие жизненные ситуации, такие как бедность, развод родителей, переезд в другой город, серьезные болезни или тяжелые травмы, а также рост в условиях, опасных для жизни, являются постоянными источниками стр ...
Исследование самооценки форм агрессивного поведения
В рамках данного исследования нами было опрошено 10 испытуемых, учащихся 9 класса из них 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте от 14 – 15 лет. Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 52, г. Ульяновск.
Всем испытуемым была предложена методика Басса – Дарки. Нами были получены данные, которые представлены в диагра ...