Использование конструирования в коррекции зрительного восприятия детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Значение
конструирования как средства коррекции зрительного восприятия детеСтраница 3
Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создаёт основу для конструктивного творчества дошкольника.
Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приёмов для придания устойчивости сооружаемой постройки.
Влияние конструктивной деятельности на психическое развитие:
1. развивает умение видеть предмет;
2. развивает способность улавливать его назначение;
3. позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружён.
Виды конструирования:
1. Конструирование по образцу.
Конструирование по образцу происходит по-разному. Простейший случай, когда:
- при детях строят образец. Ребёнок видит процесс построения домика, самолёта или др. предмета. При этом он имеет возможность хорошо выделять детали.
Более сложный вид конструирования, когда
- ребёнок смотрит уже собранный образец. В этом случае для ребёнка начинает выступать особая задача – вычленить из собранного образца отдельные детали. Поэтому важным этапом конструирования становится обследование образца. Основной принцип обследования образца - анализ крупных, главных частей и их взаиморасположения. Конструктивная деятельность требует от ребёнка умения выделять основные части образца.
- Конструирование по расчленённому образцу.
Может иметь значение только в самом начале овладения конструктивной деятельностью, когда ребёнок приобретает первые навыки обследования и умения выделять основные части образца. Продолжительное конструирование по рассмотренному образцу перестаёт в дальнейшем приносить пользу, так как ребёнок, научившись точно копировать образец, уже исчерпал конструктивную задачу.
Деятельность, состоящая из точного воспроизведения образца, не развивает умения творчески решать конструктивные задачи. Этой цели отвечает конструирование по целостному образцу, когда ребёнок в результате обследования должен установить, с помощью каких деталей он сможет воспроизвести образец.
- Конструирование по нерасчленённому образцу, оклеенный бумагой (макет).
- Конструирование по чертежу. Чертёж может быть расчленённый и нерасчленённый, схема (плоскостной).
- Ещё большего напряжения от ребёнка требует образец, данный в виде рисунка. Здесь встает задача воспроизвести на основе плоскостного изображения трёхмерную конструкцию. Такая задача требует от ребёнка способности увидеть за изображением реальную действительность.
2. Конструирование по условиям.
Ребёнок начинает строить конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или воспитателем.
Конструирование по условиям требует от ребёнка чёткой организации деятельности. Оно способствует развитию творчества и инициативы.
Конструирование по условиям приучает ребёнка считаться с условиями, дисциплинирует деятельность ребёнка.
Конструирование по условиям развивает у ребёнка интерес к варьированию.
Дошкольнику чрезвычайно интересно, исходя из одного и того же условия, дать разные решения: по-разному огородить домики, по-разному построить мосты через реку, построить разного типа дома.
Ребёнку нравится создавать целый ряд последовательно усложняющихся построек. Так, например, постройка высоких и низких домиков, широких и узких, длинных и коротких и т.д. формирует у детей обобщённые гибкие представления о различных типах домиков и обобщённые умения строить их. Это создаёт основу творческого конструирования: дети легко сооружают именно такие домики, которые им требуются по ходу игры, легко воплощают в постройках различные замыслы.
Интеллект
При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, вн ...
Эффективность развития внимания у дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи с помощью игр. Игра как средство
развития внимания
Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается язык реб ...
Экспериментальное изучение внимания у детей старшего дошкольного возраста. Подготовка и проведение исследования внимания у детей старшего
дошкольного возраста
Для нашей работы было проведено специальное исследование лексического запаса дошкольников. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №40 и №41 г. Нижнекамска республики Татарстан с мая 2010 года по январь 2011 года. В круг исследования включалось 40 детей старшего дошкольного возраста: из них 21 девочка и 19 ...