Распознавание эмоций вокальной речи и оценка
свойств говорящегоСтраница 1
Аудирование связано не только с распознаванием информации и адекватным выполнением словесных инструкций. Значительная доля в общем процессе аудирования принадлежит распознаванию эмоциональных оттенков речи, и зачастую именно такие голосовые и паралингвистические явления, как например, темп речи, сила и тембр голоса, интонация могут передать более надёжную информацию о говорящем. Для аудитора хорошее распознавание эмоций свидетельствует не только о его слуховых особенностях, но и о его способности к переживанию, эмпатии. Очень часто показатели хорошего распознавания эмоций могут быть отнесены к профессионально важным качествам, например в телефонных службах доверия, в проведении личных бесед и встреч. Имеющиеся экспериментальные данные показывают зависимость результатов распознавания эмоций в речи от возраста, пола, уровня образования, интеллектуального развития музыкальной подготовки и т.д. Рассмотрим более подробно одну из методик распознавания вокальной речи.
В основу данной методики распознавания эмоций в речи положен принцип эмоционально-семантической инверсии. Испытуемым предлагаются для прослушивания одни и те же предложения, но произнесённые дикторами с различными эмоциональными оттенками: с радостью, печалью, удивлением, горем, тоской и т.д. Задача испытуемых состоит в распознавании класса эмоций. Процент правильного распознавания определяет индивидуальные особенности испытуемых по их эмпатии и чуткости к изменениям слуховых образов. После прослушивания и проверки результатов подводятся выводы о распознавании испытуемыми эмоций в вокальной речи.
Проводимые подобные исследования показали, что лучше всего распознаются такие эмоции, как страх, гнев, горе. По мнению психологов этому есть объяснение – отрицательные эмоции, особенно страх, играют более сильную биогенную роль и имеют более яркую психоакустическую окраску (громкость, высоту, длительность) [12, с. 188]. Результаты подобных исследований зависят также от гомогенности-гетерогенности гендерных свойств. Так, мужчины показывают более точные результаты при распознавании эмоций в женском исполнении, а женщины – при распознавании эмоций в мужском исполнении.
Речь, связанная с активным использованием языковых средств чрезвычайно разнообразна по видам, состояниям, степеням владения языком, условиям. Исследование свойств говорящего является оной из актуальных проблем в психологии речи. Остановимся более подробно на одной такой методике – «Карта контроля состояния речи», которая позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности.
Испытуемым предъявляется список из 24 предложений, описывающих какие-либо эмоциональные состояния испытуемых в различных ситуациях. Если испытуемый согласен с предложением, то около каждого предложения он ставит знак «+», если высказанное суждение к нему не относится, – то «-». Испытуемым предлагаются следующие предложения:
1. Моя речь производит хорошее впечатление.
2. Мне легко разговаривать почти со всеми.
3. Мне легко смотреть на слушателей, когда я с ними говорю.
4. Мне трудно разговаривать с моим начальником или учителем.
5. Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает.
6. Одни слова мне труднее произнести, чем другие.
7. Когда я говорю, то не думаю, как это у меня получается.
8. Я легко могу поддержать разговор.
9. моя речь иногда смущает моих собеседников.
10. Не люблю знакомить одного человека с другим.
11. При обсуждении какого-либо вопроса в группе я часто задаю вопросы.
12. Мне легко контролировать свой голос, когда я говорю.
13. Мне не трудно говорить перед группой.
14. Моя речь не позволяет мне делать то, что мне нравится.
15. Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать.
16. Иногда мне не нравится, как я говорю.
17. Всегда, когда я говорю, я чувствую себя совершенно уверенно.
18. Я охотно говорю только с некоторыми людьми.
19. Я говорю лучше, чем пишу.
20. Я часто нервничаю, когда говорю.
21. Мне трудно разговаривать при встрече с новыми людьми.
22. Я совершенно уверен в своей речи.
23. Я хотел бы, что бы моя речь была такой же, как у других.
24. Я часто не могу ответить, даже когда знаю нужный ответ, т.к. боюсь заговорить.
При сравнении индивидуальных ответов с ключевыми подсчитывается число совпавших ответов и их сумма. Показатели свыше 4-5 баллов расцениваются как прогностические, свидетельствующие о повышенной или высокой речевой тревожности. Нулевые или низкие (1-2 балла) показатели интерпретируются как результаты завышенной самооценки.
Выводы
Речь является одной из важнейших характеристик личности человека, поэтому её исследование представляется одной из актуальных проблем современной психологии. Исследования речи проводятся по различным направлениям. В первую очередь – это исследование аудирования, оценка свойств слухового внимания, оценка свойств говорящего, определение темпо-ритмических особенностей речи и т.д.
Разделы психологии развития и их особенности.
Структура психологии развития и возрастной психологии:
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. детская психология (от рождения до 17 лет);
2. психология взрослых, зрелых возрастов;
3. геронтология или психология по ...
Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда
Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьир ...
Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков
средствами социальной работы. Профилактика девиантного поведения подросткового
возраста
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России дей ...