Концепция обучения и развития Выготского
Проблема соотношения развития и обучения. Понятие зоны ближайшего развития. Вопрос о соотношении обучения и развития является одним из центральных. В зависимости оттого, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Одна из них ее поддерживают психологи женевского направления: Пиаже, С. Ипельдер и др. ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно Психологи другого направления, и в первую очередь советские ученые, придают обучению ведущее значение. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми. Взрослые передают ребенку знания о предметах, об общественных способах использования их. обучают ребенка. Обучение - это специально организованное овладении ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действия, нравственных правил, отношениями между людьми и т. д. Большой вклад в разработку вопроса о взаимосвязи обучения и развития внес Л. С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения н воспитания в развитии личности, считавший их решающей силой развития. Принципиально важным явились положение Л. С. Выготского о том, что обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой». Интересной и значимой дня практики управления развитием яви тсь идея Л. С. Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития - реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей. Выдвинув это положение. Л. С. Выготский подчеркнул, что при обучении и воспитании, с одной стороны, нельзя предъявлять ребенку непосильных требований, не соответствующих уровню его актуального развития и ближайшим возможностям. Но в то же время, зная то, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, наводящих вопросов с его стороны, примеров показа, а завтра -самостоятельно, учитель может целенаправленно совершенствовать развитие детей в соответствии с требованиями общества. Это положение Л. С. Выготского нашло широкое отражение в психолого- педагогической науке. Соль обучения в умственном развитии раскрыта во многих исследованиях советских ученых В. В. Давыдова П. Я. Гальперца, И. А. Менчииская.А. А, Люблинская, Д. Б. Эльконик Исходя из требований общества о необходимости повышения умственного развития и связанной с этим перестройки всех остальных познавательных процессов, ученые выдвинули проблему повышения теоретического уровня обучения, ориентировку его па зону ближайшего развитая школьников. Это дало положительные результаты при обучении уч-ся по ныне действующей программе начальных классов
Теоретические аспекты проблемы подготовки психологов. Особенности
развития личности студентов
Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будуще ...
Измерение объёма кратковременной памяти
Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Для измерения объёма кратковременной памяти могут использоваться различные методики.
«Метод Джекобса». Этот метод проводится на цифро ...
Мотивация личности
Мотивация
– совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.
Мотивы
– это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Функции мотивов:
1)побуждающая – вызывают активность человека
2)направляющая – определяют вы ...