RSS Feed

Процедуры исследования межличностных отношений
Страница 2

За первые 10 секунд заполнитель матрицы поведения ребенка делает отметку в клетке, соответствующей "Приказ - Подчинение". Заполняющий матрицу поведения матери за это же время делает отметку в клетке "Подчинение - Похвала" (см. табл.1), за второй период первый наблюдатель делает отметку в клетке "Приказ-вопрос - Взаимодействие" и т.д. Стандартные категории поведения матери, фиксируются в клетках матрицы:

1) ПРИКАЗ. К этой категории принадлежат прямые приказы, указания или высказывания, включающие в себя различные требования;

2) ПРИКАЗ-ВОПРОС. Это вопрос, включающий в себя определенное требование (например: "Не подашь ли ты мне .? ");

3) ВОПРОС;

4) ПОХВАЛА. Категория включает вербальные высказывания и невербальное поведение, которое выражает одобрение, поддержку, принятие поведения ребенка;

6) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Это поддерживание (или попытка поддержать) какого-нибудь обоюдного контакта. Он может быть вербальным и невербальным;

7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРОВАНИЕ). Отметка делается тогда, когда в течение 10 секунд не наблюдается какое-либо поведение из указанных выше категорий. [33, стр.242]

Стандартные категории поведения ребенка также фиксируются в клетках матрицы:

1) ПОДЧИНЕНИЕ. Отмечается только в том случае, если поведение ребенка соответствует приказу или приказу-вопросу матери. Ответ на вопрос матери оценивается как взаимодействие;

2) КОНКУРЕНЦИЯ. Это неподчинение, состязательное поведение. Любое поведение ребенка после приказа матери, которое не является подчинением, представляет собой противопоставление себя приказу;

3) НЕЗАВИСИМАЯ ИГРА. Оценивается, когда ребенок играет один и не взаимодействует с родителем. Независимая игра после приказа матери отмечается как последующее поведение в графе "Независимая игра" матрицы ребенка и как предыдущее поведение в графе "игнорирование" в матрице матери;

4) НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ. Высказывания и невербальное поведение, показывающие злость, отказ, обескураженность;

5) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ;

6) ВОПРОС. Оценивается только в матрице ребенка. Вопрос как предыдущее поведение ребенка в матрице родителя оценивается: а) как "конкуренция", если следует после "приказа" или "приказа-вопроса", б) как "взаимодействие", если это не так;

7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРОВАНИЕ). Не наблюдается ни одна из указанных выше категорий форм поведения. [33, стр.299]

Таблица 1. Образец матрицы поведения ребенка

Предыдущее поведение матери

Регистрация последующего поведения ребенка

Приказ

Подчине-ние

Независимая игра

Вопрос

Негативное отношение

Взаимодей-ствие

Нет ответа

Приказ-вопрос

Похвала

Негативное отношение

Взаимодействие

Игнорирование

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Зависимость гендерных ролей от эпохи
За последние полстолетия гендерные роли резко изменились. В 1938г. Лишь один из пяти американцев одобрял “замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии если муж способен содержать её”. В 1993г. Такой тип женщины одобрили уже 86% опрошенных. Такое изменение установки сопровождается изменениями поведения. С 1960-г ...

Этапы становления педагогической психологии
Первый этап — с середины XVII в. и до конца XIX в.— мо­жет быть назван обще-дидактическим с явно «ощущаемой необхо­димостью психологизировать педагогику», согласно Песталоцци. Этот период, прежде всего представлен именами самого Яна Амо­са Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоган­на Песталоцци (1746-1827), Иоганна Ге ...

Проблема эффективности в психологии телефонного консультирования
Телефон экстренной психологической помощи – одна из немногих жизненных сфер, где к позвонившему подойдут «просто по-человечески». Согласно концепции М.Бубера «я-ты» и «я-оно» противоречат друг другу, так же как психолог работающий в двух контекстах – абонент как партнер по диалогу и абонент как предмет целенаправленной работы. Тамар Кро ...