Классификация памяти как психического процессаСтраница 1
«Формы проявления памяти чрезвычайно разнообразны. Это объясняется тем, что память участвует в реализации всех видов деятельности человека.
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. Классификация по степени волевой регуляции памяти;
2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности (по объекту запоминания).
3. По продолжительности сохранения информации;
4. Различают три вида биологической памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса»[2]
1. По степени волевой регуляции память делят на произвольную и непроизвольную.
а) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
б) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на:
а) двигательную (моторную);
б) эмоциональную (аффективная);
в) словесно-логическую;
г) образную;
По виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком образная память может быть:
-зрительной;
-слуховой;
-обонятельной;
-осязательной;
-вкусовой.
д) «рабочая память»;
а) «Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
б) Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.»[3]
в) «Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы» [4].
г) «Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием.
· Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.
Общение как обмен информации.
а) Процесс обмена информации.
Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать, как информацию, и тогда сам процесс может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.
Однако такой подхо ...
Значение импринтинга для формирования здоровой психики человека.
Родовая травма - это травма психическая, обусловленная событиями и условиями существования в перинатальном периоде. Поэтому правильнее было бы говорить о травме перинатального периода. Родовая травма возможна вследствие действия механизма импринтинга, т. е. раннего запечатлевания, кот. возможно не только у маленького ребенка, но и у пло ...
Основы гендерной психологии
Гендерная психология – это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии – психология пола и раздел психологии развития – психосоциальное развитие л ...