RSS Feed

Описание методик сбора эмпирических данных
Страница 2

6 тип. Артистичный.

Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость – в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я».

2. Определение направленности личности (ориентационная анкета)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Ориентировочная анкета содержит в себе 27 утверждений. Профессиональная направленность личности работника включает в себя следующие виды отношений человека: а) отношение человека к самому себе; б) отношение человека к окружающим его людям; в) отношение человека к выполняемой работе. У каждого человека в его мотивационной структуре представлены все три вида отношений, однако доля каждого из них неодинакова. Чаще всего доминирует какой-либо один вид отношений, что и определяет характер направленности личности данного человека. Возможно доминирование «направленности на себя», либо «направленности на дело», либо «направленности на взаимодействие с другими людьми».

Доминирование в структуре личности «направленности на себя» свидетельствует о выраженности у данного человека эгоцентрических тенденций, его стремлении к личному благополучию, престижу, удовлетворению своих желаний. Интересы дела и окружающих людей в таком случае вторичны.

Если в мотивационной структуре преобладает «направленность на дело», «на задачу», то это свидетельствует о стремлении человека к реализации целей и решению задач профессиональной деятельности. Такие лица наиболее продуктивны в работе, они нередко становятся неформальными лидерами в группе.

В том случае, когда у человека преобладает «направленность на взаимодействие», можно предположить, что такой человек конформен, зависим от группы. Для него главное – это хорошие отношения с окружающими, у него выражена потребность в общении с другими людьми. При этом работа и ее результаты отходят на второй план, что делает таких работников малопродуктивными.

Таким образом, целью данного опросника является определение профессиональной направленности личности. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Предлагаемая анкета состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания: А, В, С. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать тот, который для вас наиболее значим. Впишите букву (А, В или С), соответствующую вашему выбору, в бланк для ответов в скобках против соответствующего номера вопроса в рубрике «Больше всего». Затем из оставшихся ответов выберите тот, который менее всего совпадает с вашей точкой зрения, и впишите букву, соответствующую этому ответу, против номера вопроса в рубрике «Меньше всего» бланка ответов.

Для каждого вопроса используются две буквы. Оставшийся ответ нигде не фиксируется».

Обработка результатов. Ответы испытуемого, обозначенные как «Больше всего», оцениваются в 2 балла. Ответы, обозначенные как «Меньше всего», оцениваются в 0 баллов, оставшиеся невыбранными ответы оцениваются в 1 балл.

Все полученные в процессе заполнения анкеты данные сверяются со специальным «ключом» (см. Таблица 1). Для каждого вида направленности личности баллы суммируются по всем 27 пунктам анкеты (отдельно).

Основным критерием оценки результатов является соответствие выборов баллов «ключу», а также абсолютное преобладание одного из видов направленности личности.

Метод обработки информации

В нашем исследовании мы применили критерий знаков G, который относится к непараметрическим и предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака. С его помощью определяется уровень достоверности различий, выявляется статистически значимая тенденция в смещении (сдвиге) показателей. Он дает возможность установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака однородной выборки. Критерий знаков применяется к данным, полученным в ранговой, интервальной и шкале отношений.

Сдвиг – это величина разности между показателями, учитывающая знак. Сдвиги, которые преобладают называются типичными и обозначаются буквой n, а сдвиги более редкого, противоположного направления – нетипичными – Gэмп. Существует возможность «нулевых» сдвигов, когда реакция не изменяется или показатели не повышаются и не понижаются, а остаются на прежнем уровне. Однако такие «нулевые» сдвиги в критерии знаков исключаются из рассмотрения. При этом количество сопоставляемых пар уменьшается на число таких «нулевых» сдвигов.

Суть критерия знаков состоит в том, что он определяет, не слишком ли много наблюдается «нетипичных сдвигов», чтобы сдвиг в «типичном» направлении считать преобладающим? Gэмп – это количество «нетипичных» сдвигов. Чем меньше Gэмп, тем более вероятно, что сдвиг в «типичном» направлении статистически достоверен.

Страницы: 1 2 3


Братья и сестры
Между братьями и/или сестрами образуются значимые и долговременные привязанности, начинающиеся в младенчестве, хотя часто младшие дети более привязаны к старшим, чем те к ним. Младенцы нередко сильно привязываются к старшим сиблингам и бывают очень расстроены, когда их с ними разлучают даже на ночь. Нередко старшие дети являются для мл ...

Мышление и воображение как высшие психические процессы. Мышление
В психологии мышление считается одним из самых сложных психических процессов. Существует множество определений мышления. В целом если характеризовать данный феномен, то можно отметить, что в первую очередь мышление является социально обусловленным процессом. Посредством мышления осуществляется процесс отражения действительности через п ...

Игровые методы
Игровые методы - вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности. В качестве исторической справки необходимо отметить, что деловые игры как форма учебного моделирования производственных ситуаций являются открытием американского менеджмента. Первая деловая игра на тему «Перестройк ...