RSS Feed

Социально – психологические характеристики личности. Личность, индивид, индивидуальность

Психологические материалы » Исследование социально–психологических характеристик личности с помощью компьютерных технологий » Социально – психологические характеристики личности. Личность, индивид, индивидуальность

Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож­но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии - практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из ос­новополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, - подчеркивал он, - и все « психические процессы … протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависят от нее».[9]

Понятие «личности» соотносится с такими понятиями как «индивид», «человек», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет собой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.[4]

Личность - свободная индивидуальность, проявляющая способности действовать сознательно, целостно в рамках общественной необходимости, не противопоставляя себя обществу. Развитие личности рассматривается как результат процесса овладения (присвоения) человеком общественно-исторического опыта.

Отличительными психологическими признаками личности являются: сформированность психологических свойств и качеств; сознание, то есть способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события; самосознание - способность осознавать самого себя; саморегулирование, то есть управление своим поведением и деятельностью. Одним из признаков личности выступает активность, проявляющаяся в конкретной деятельности, общении и поведении. Эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдаю­щейся личности. Но деятельность может носить и антиобщественный характер (хищения, кор­рупция и др.) Тогда такого человека называют ущербной, асоциальной личностью.

Важным отличительным признаком личности является индивидуальность, то есть неповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальный облик, стиль жизни и деятельности человека, которые отличают его от других людей. Иначе говоря, личность имеет свою «Я - концепцию», неповторимый образ мышления, деятельности и поведения.[8]


Содержание образования
Содержание образования – система научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных позиций, которыми необходимо овладеть обучаемым. Содержание образования определяется образовательными программами . В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеоб ...

Исследование типа профессиональной направленности у школьников 9 класса
Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить выбор утверждения (из трех вариантов) которое для него является наиболее значимым, затем вписать букву (А, В или С), соответствующую выбору, в бланк для ответов в рубрике «Больше всего». После, из оставшихся ответов, необход ...

Мотивы профессионального самоопределения
Одним из наиболее важных аспектов как профессионального самоопределения в целом, так и его первого этапа – выбора профессии, является мотивация. Каждый субъект выстраивает собственную иерархию мотивов и, в зависимости от этого, делает выбор в пользу той или иной профессии. Однако когда два или больше мотивов сталкиваются и не могут быть ...