RSS Feed

Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга
Страница 1

Психологические материалы » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющие две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. [1; 126]

У Курячий В.В. эффект восприятия - это психологические особенности, в силу которых мы воспринимаем человека или относимся к нему определенным образом. [8; 105-108]

Существуют различные эффекты восприятия людьми друг друга. У Андреевой Г.М. это: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола (галоэффект), эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.

Эффект первого впечатления (установки) играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева.

Двум группам студентов было показано фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

Многочисленные эксперименты позволили обсудить в литературе принципиальные вопросы о том, насколько же точно первое впечатление вообще, какой срок оптимален для составления более или менее адекватного образа другого человека и какие еще факторы могут влиять на межличностное восприятие. Без всестороннего анализа этих проблем невозможно прогнозировать успешность межличностного восприятия. [1; 128]

У Тимофеева М.И. эффект ореола (галоэффект) – это тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. [13; 14-15]

У Андреевой Г.М. формулировка эффекта такая же. Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком – либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком. [1; 128]

В одном эксперименте был продемонстрирован перенос физически привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как искренние, уравновешенные, любезные и даже заботливые и внимательные. Таким образом, эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, играет роль своеобразного фильтра при «прочтении» партнера по общению. [1; 128-129]

Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». [1; 129]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности
Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие – процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго. Первые три этапа периодизации Е.А.Климова, это стадии предыгры (0 - 3 года), игры (6 - 8 лет) и овладения учебной деятельностью (6-8 лет - 11-12 ...

Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн)
Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудно ...

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ, МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа». Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений. Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни люд ...