RSS Feed

Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Страница 1

Психологические материалы » Теория функциональных систем в психологии » Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации

Обычно когда говорят «система», под этим подразумевают всего только «нечто более организованное, чем, если бы не было системы». Для физиологов, биологов система появляется там, где у этой организации имеются какие-то приспособительные, полезные для жизни животного результаты. Нет системы там, где не получается никаких полезных результатов для животного. Тогда это просто собрание множества каких-то компонентов, пусть даже внешне и организованное.

В период разработки теории функциональной системы (1935г.) мы установили, что компоненты системы, сколько бы их ни было, как бы они ни функционировали, ведут себя таким образом, что их «взаимодействие» неизбежно превращается во «взаимосодействие». По сути дела, система может включать новые компоненты только по одному-единственному критерию, – в какой степени этот компонент способствует и облегчает получение приспособительного результата.

На меня неизгладимое впечатление произвело одно случайное наблюдение в поле у пасущегося стада коров. Был жаркий летний день, и я заметил, как животные хлестали себя непрерывными ударами кончика хвоста по местам, на которые садились кровососущие насекомые – оводы. Но вот один овод, очевидно, сел и кусал на таком месте кожи, которое не могло быть, так сказать, ( прострелено) ударом хвоста. Все туловище животного изогнулось дугой, голова сделала максимальный поворот в области шейных суставов, вытянулась шея, и язык, вытянувшись в неожиданно для меня длинную «палку», пытаясь достать то место туловища, где уселся овод. Все мышцы туловища находились в судорожном движении, однако, все до единого сокращения были направлены в одну сторону – обеспечить прикосновение кончика языка к месту укуса. Одновременно подкожная мышца того места, на котором сидел овод, сильно сокращалось, приближало овод к кончику языка. Здесь, таким образом, мы наблюдаем поразительное взаимодействие самых разнообразных мышц тела для обеспечения сбрасывания овода с кожи. Вот такая обширная организация, включающая мышцы, нервы, рецепторы, нервные центры и т.д. и может быть названа системой, поскольку она приводит к получению конечного полезного результата.

Это рассуждение приводит нас к выводу, что это результат системы является главным ведущим ее фактором. В самом деле, мы легко можем выразить ее все процессы в системе в понятиях результата, ибо именно он представляет собой жизненнонеобходимый момент в поведении животного.

Любая система, прежде всего, должна решить вопрос, «какой» и «когда» должен быть получен результат. После этого возникает вопрос, « каким образом» должен быть получен результат. И когда уже получен результат, в соответствии с потребностями биологической системы. В случае, если этот результат достаточен, животное переходит к выполнению следующего этапа своего поведенческого цикла. Если же этот результат недостаточен, то у животного начинает действовать весьма интересный механизм, который возбуждает его ориентировачно-исследовательскую реакцию, обеспечивающую высокий уровень возбудимости всей ЦНС и, в особенности коры головного мозга. Этот последний механизм способствует подбору новой информации, ведущий к построению новой программы действия, которая и обеспечивает, в конце концов, тот результат, который более соответствует потребностям данного момента.

После этого обратная афферентация сигнализирует о достаточном результате, чем и заканчивается поиск. Именно поэтому она и была названа нами много лет тому назад «санкционирующей афферентацией».

Итак, мы видим, что результат обеспечивает все стадии развития системы и, следовательно, он является тем своеобразным «паспортом» по которому и должна быть оценена сторона системы.

Мы смогли раскрыть целый ряд специфических свойств функциональной системы, который принадлежит только ей, и составляет предмет ее специфических отличий от общего «системного подхода», оперирующего с глобальными и гомогенными понятиями. Эти отличия следующие:

Страницы: 1 2 3


Психологическая формула успешного обучения можно охарактеризовать как, М+4П+С.
где М- мотивация, 4П- прием, понимание и применение информации. С- систематичность заня­тий. Мотивация - побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и друго ...

Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта
Профессия консультанта ТД с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь разных людей, от уверенности в оказании помощи, отзывов абонентов. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А.Стора, противопоставляется: - угроза утратить идентичность и «раствориться» в кл ...

Классификация психических состояний
В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки. 1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые. К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопы ...