RSS Feed

Развитие способностей
Страница 2

5) высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

Задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Задатки - это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены.

Способности и задатки. Наследственное и приобретенное.

Взаимосвязь задатков со способностями в различных подходах:

Диагностико-коррекционный: способности - проявление задатков, способности проявляются в определенной деятельности.

Личностный: способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. Способности представляют собой процесс перехода от задатков к результатам.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения,

и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Качественный уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности.

Талантом называют такую совокупность С., которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимися в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Гений часто универсален.

В качестве примера можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Наиболее убедительным доказательством значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества. Но этот показатель при всей его очевидности не дает возможности распознать способности человека в процессе их становления.

Талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная, изолированная способность, даже если она очень развита, не может быть названа талантом.

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека касаются не одной профессии, а составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Право называться гением за всю пятитысячную историю цивилизации получили не более 400 человек. Гении всегда интересовали людей, но научно достоверного о них написано мало.

Редкость и неординарность гениальности человека породили множество попыток ее объяснения. Но до сего дня исследователи не пришли к единому мнению.

Некоторые относят гениев к своего рода медиумам, с чьей помощью некое высшее существо, космический разум сообщает нам результаты своих неповторимых размышлений. Великие открытия как в искусстве, так и в науке словно озаряют гениев, возникают неизвестно откуда.

Следующая точка зрения исходит от Шопенгауэра: "Всякий ребенок в известной мере есть гений и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих прежде всего обнаруживается в наивности и возвышенной простоте".

Доказательством, по мнению Шопенгауэра, могут служить детские рисунки и детское словотворчество. Многие утверждают, что гениальность передается по наследству, накапливаясь из поколения в поколение.

Существует теория патологичности гения - когда гениальность считают своеобразным расстройством психики.

Французский ученый XVIII в., философ Гельвеции считал, что талант и его высшая форма - гениальность - не зависят от наследственности: все, чем человек становится, определяется воспитанием и обучением, которое он получает в процессе жизни в обществе.

Страницы: 1 2 3


Индивидуальные методы обучения
Выполнение практических заданий Индивидуальные практикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. Наиболее активно в учебном процессе применяются индивидуальные ...

Использование конструирования в коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Значение конструирования как средства коррекции зрительного восприятия дете
В психолого-педагогической литературе конструирование относится к продуктивным видам деятельности. Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем други ...

Покорное рукопожатие
Противоположностью энергичному рукопожатию является такое положение, при котором ваша рука (см. рисунок, полосатый рукав) располагается ладонью вверх Тем самым вы символически передаете контроль собеседнику, подобно тому, как собака демонстрирует горло более сильному псу. Такое рукопожатие вполне эффективно, если вы сознательно хотите ...